18:51 23 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1173
  • RUB70.5611
Таллиннский таксист Виталий

Таллиннский таксист: я знаю, как угомонить неадекватных клиентов

© Sputnik / Владимир Барсегян
Общество
Получить короткую ссылку
79461

О тонкостях таксоизвоза в Эстонии, об особенностях пассажиров, об умении избегать конфликтных ситуаций и о забавных историях рассказал Sputnik Эстония столичный таксист Виталий.

ТАЛЛИНН, 24 июн — Sputnik, Ирина Тихомирова. Водитель Виталий — мужчина в расцвете сил. Наблюдательный, разговорчивый, терпеливый и доброжелательный. На все имеет свое мнение, на объективность не претендует, поскольку ясно понимает, что из кабины водителя такси жизнь видится под определенным углом.

Таксистом он работает всего три года. Раньше был сварщиком и в один "прекрасный" момент резко поменял сферу деятельности.

- Профессия сварщика всегда считалась хорошо оплачиваемой, тем более, у нас сейчас достаточно интенсивное строительство…

— Хорошие заработки у сварщиков — это миф. Просто так считалось почему-то, как и то, что могильщики на кладбище зарабатывают бешеные деньги, им дают много на чай. Один мой хороший знакомый рассказывал про их зарплаты: могильщик зарабатывает 800 евро, водитель — 1000 евро, но работать надо круглые сутки, и там нет никаких барышей, никакого "левака".

Таллиннский таксист Виталий
© Sputnik / Владимир Барсегян
Таллиннский таксист Виталий

- Как получилось, что пришлось оставить такую квалифицированную профессию?

— Выдавили нас товарищи украинцы. Не только меня, и не только в моей сфере, — они сейчас везде, где связано со стройкой, с железками и кирпичами. Но они тоже не виноваты, что у них в стране такая неразбериха. А руководство сказало: или работай по новым, более низким тарифам, или уходи. Я перешел в таксоизвоз.

Я гибкий, как пластилин: одно время и каменщиком работал, и в охране, татуировками занимался когда-то. Потому что те, кто пережил сложные девяностые, научились решать проблемы.

- Что требуется для того, чтобы работать таксистом?

— Нужно только пойти на Палдиски мнт. 48-а в Муниципальную полицию и заполнить бумажки. После получения разрешения можно устроиться в фирму или работать на себя и платить государству налоги.

Yandex.Taxi расширяет свою деятельность в Эстонии >>

- Я имею в виду другое — знание города, категория прав.

— На данный момент экзамен по знанию города отменен, а права подходят категории "В". Экзамен отменили потому, что сейчас гибкий рынок, и если они будут требовать этот экзамен, тогда еще больше появится фирм типа Яндекса или Taxify, в которых может работать любой человек. Чтобы мы могли конкурировать, государство упростило условия.

- Как отразилось на вашей работе появление этих фирм?

— Работы, конечно, поубавилось, особенно осенью и зимой. Молодежь предпочитает эти фирмы, потому что им нравится заказывать, нажав кнопку в телефоне. У нас же в основном бабушки. Диспетчеры знают, кому какой заказ кинуть. Знают, что я с бабушками хорошо общаюсь. Часто в поликлиники вожу людей. Специализируюсь в основном на оказании помощи.

- Сколько часов в день вы работаете?

— Такси — это жизнь, а не работа. Вот встал я в пять утра сегодня, начал работать: поехал в гараж, почистил салон, заправился. Появился заказ, я сразу заканчиваю чистить машину и выезжаю.

Я счастливо женат уже 20 лет, дочери — 16. Много работать — это необходимость на данный момент. Квартира, машины, страховки — за все надо платить.

Бывают дни, когда много работы, и наоборот. Все зависит от погоды: солнышко светит, и у людей есть настроение куда-то ехать.

- А у вас есть льготы и гарантии?

— Никаких. Если останусь без работы, будут выплачивать максимум сто евро в месяц. Есть страховка Больничной кассы. Но вот я болел полтора месяца (со спиной проблемы были), за этот период я получил триста с небольшим евро. Сейчас нельзя болеть. На бумаге все красиво, но на деле ничего нет. Если кто-то может себе позволить болеть полтора месяца, то я навряд ли.

- И никто не защищает ваши права?

— Профсоюзы есть, конечно, но пришлось бы и туда деньги платить, они тоже не бесплатно работают. У нас много профсоюзов, которые никого не защитили — ни железнодорожников, ни людей в Нарве, где сейчас 1300 работников электростанции отправляют в принудительный отпуск.

Таллиннский таксист Виталий
© Sputnik / Владимир Барсегян
Таллиннский таксист Виталий

- Если у вас нет ни гарантий, ни льгот, значит, у вас нет и давления сверху.

— Верно. Я закончил работу, выключил программу и все на этом. Фирма, мой работодатель, дает мне заказы. Хочешь — бери, хочешь — откажись. Разве что, если клиенту что-то не понравилось, меня вызовут на ковер, поговорят, или телефонным разговором все закончится.

- А претензии к вам бывают?

— Конечно. Например, человек дал на чай два евро, а потом пожадничал, позвонил в фирму и сказал, что я его обманул. А еще проблемы с животными: если они без клетки — это плюс два евро. Один клиент стал возражать, я говорю: позвоните диспетчеру. Диспетчер подтвердил. А в целом проблемы возникают очень редко. Если ты хочешь работать честно, нет смысла обманывать людей — они сами дадут денег.

Брюссель уже запретил: останется ли Uber в Эстонии >>

- Низкие у нас тарифы на такси?

— Очень низкие! В кронах тарифы были больше, чем сейчас. Чтобы заработать, нужно в пять вставать.

- Какой у нас в Таллинне пассажир?

— Мне попадаются, как правило, люди хорошие. Я стараюсь работать только днем. Ночью очень редко выезжаю, потому что знаю — ночью контингент не очень: выпившие люди, высказывают тебе какие-то претензии, я их не люблю. У меня тариф не очень высокий, и я за эти копейки хотя бы могу выбрать время работы.

- Иностранцев возите?

— Иностранцы выбирают нашу фирму в интернете, видят, что самые низкие тарифы. И иностранцев особо не надуришь — у нас по оплате все прозрачно. Даже если я кружок какой-нибудь сделаю, чтобы показать просторы нашей родины, это увеличит оплату, скажем, на евро. Это даже невыгодно делать, лучше взять следующий заказ, и мне заплатят за посадку.

- Вы активно общаетесь с пассажиром?

— Нужно видеть, кто к тебе сел, и понимать, что от человека можно ожидать. Если клиент идет на контакт, то задай любой вопрос — он тебе сам все расскажет.

Бывают интересные случаи. Из гостиницы был вызов: садится ко мне иностранец и говорит: "Парламент". Не проблема! Привожу его в клуб "Парламент" на дискотеку, у него глаза по пять копеек. Вот парламент, говорю, другого не знаю, ну или еще сигареты такие. А он мне показывает бумажку с адресом, а там написано "Рийгикогу" — это к нам тогда иностранные депутаты приезжали.

Бывает, адреса интересные дают. Вот как-то садится женщина и говорит: "Поедемте на могилку к моему мужу". А где она находится? — "По Вильяндискому шоссе, три отметочки на дереве".

- Нашли?

— Конечно. Это стало еще одним пунктом в моей копилке адресов.

- Вы быстро устанавливаете контакт с клиентом.

— Мне есть что рассказать пассажиру. Я что-то из радио беру, целый же день его слушаю, что-то люди сами рассказывают. И с женщинами есть о чем поговорить. Я и в ногтях уже тоже разбираюсь, какой лак на какой класть.

- Откуда вы об этом знаете?

— Я же таксист, я много о чем должен знать. Женщинам тоже должно быть со мной интересно. Я же их вожу: одна расскажет про маски, другая про прически. Вот как-то возил одного специалиста из Питера, который приехал учить наших мастеров-парикмахеров. Поговорили.

- Как вы думаете, у вас из такси выстраивается объективная картина мира?

— Ну, например, все говорят про национализм в Эстонии. Так вот, из ста пассажиров только один человек мне указал на то, чтобы я говорил по-эстонски. Одна дама мне сказала: по-русски будем с вами говорить в Москве. Не проблема, я и помолчать могу.

- Какой у вас уровень владения эстонским?

— В пределах необходимого в работе — налево, направо, куда поедем, столько стоит. Мой эстонский, как правило, вызывает смех. Им нравится.

Таллиннский таксист Виталий
© Sputnik / Владимир Барсегян
Таллиннский таксист Виталий

- О политике часто заводят разговоры?

— Очень редко. Сейчас все обсуждают Лаагна тее, будут или нет ее закрывать. Говорят, что за такие деньги можно павильон для съемок рядом с Таллинном построить. Народ из Ласнамяэ не доволен, это принесет неудобство в плане проезда такси или автобуса. Даже скорая не подъедет, или пожарная.

- Вы возите людей в аэропорт и на вокзалы. Вы замечаете, какая миграция происходит?

— Очень большая. Каждый день кого-то отвожу. Уезжает в основном молодежь от тридцати до сорока. Они прибывают сюда, чтобы только поменять паспорта, а потом назад, кто в Англию, кто в Швецию, кто в Норвегию. Вот сегодня были люди, которые в Исландии живут. Маму навестили, паспорта поменяли и все. Великолепно им там живется: сказали, что первое время было нелегко, но когда дают пособия и есть социальные гарантии, люди остаются.

Uber против таксофирм: ждет ли сферу таксоизвоза революция >>

Вот, например, вез парня, он в Шотландии учится на английском языке. Ему двадцать два, еще год учиться. Спрашиваю: ты обратно вернешься? Нет, говорит. Английский он знает отлично, а эстонский ему надо учить заново. Это мы непонятные патриоты своей страны — я никуда не собираюсь ехать. Считаю, где родился, там и пригодился. У меня здесь мама, семья, дом.

- Иностранцы делятся своими впечатлениями об Эстонии?

— Я с ними не разговариваю, языком не владею. Но я и без языка понимаю, что впечатления хорошие. Ну, допустим, приезжали сюда финны, выступала их известная группа. Я включаю их музыку, ставлю самую крутую песню. Они: "О, ты наш фанат! Супер!" И мне хорошо, что они мне машину не разнесли, сидели спокойно (пьяных музыка хорошо успокаивает), и им приятно.

А вот был другой случай. Сели русские мужики — изрядно выпили, разговор не вяжется, потому что все уже обговорили за бутылкой в баре. Я им говорю: может песню любимую поставить, какая нравится? Розенбаума, просят, про уток. Смотрю настроение поднимается, их на лирику потянуло.

Иногда караоке ставлю, люди поют. Бывают и другие клиенты: у самих на шее цепи золотые, свой ресторан, а они сидят и считают центы, чтобы 4.90 заплатить. А потом и чек ждут, чтобы провести по своему ресторану с выгодой по налогам. Я таких людей себе в черный список заношу и не вожу больше.

А вот совсем другая история. У меня есть клиенты, которые живут в Финляндии, они приезжают, я их встречаю, и они целый день со мной ездят: к маме, на кладбище, на одну могилку, на вторую. Я уже всех их родственников знаю, живых и усопших. Я им в свою очередь рассказываю об обстановке в Эстонии. Люди довольны — они знают меня, знают, что ничего не пропадет. Все довольны.

Слишком много требований: Taxify грозится уйти из Эстонии >>

Есть клиентка, которая всегда пользуется моими услугами, когда отпускает мужа развлечься. Она ему заблаговременно кладет в кармашек деньги. Я за ним приезжаю, а он, как правило, уже никакой, у казино стоит, за столб держится. Я его забираю, привожу домой, вынимаю из кармана денежки, звоню его жене, мол, забирайте.

- Наверняка, вам при вашей работе открываются какие-то семейные тайны?

— Да, масса. При мне и женятся, и разводятся. Была пара, вызывали меня всегда по отдельности, он мне одно рассказывал про супругу, та другое про мужа. Он говорил, что ему не везет с женщинами, она — что с мужчинами. Однажды они случайно сели вместе, ну и представьте, как себя чувствовали! Потом узнал про их развод, что он забрал все, вплоть до телевизора. Такая Санта-Барбара, можно сериалы снимать!

- Бывали случаи, когда на таксистов нападали. С вами такого не случалось?

— Садились такие. С ними тоже надо, как с детьми, музыку ставить, на их темы разговаривать — они успокаиваются. Как-то ночью сели белорусы в подпитии, говорят, мы тут за вас работаем. А если мы на тебя нападем, нас тут трое? Да не стоит, говорю, не получится — у меня вес, как у вас двоих, так что отнимите, прибавьте, и увидите, что не стоит. Когда скажешь людям что-то непонятное, люди начинают долго думать, считать, быстро трезвеют. В конце поездки все успокаиваются. С дураками могу общий язык найти, не то что с умными.

Опасная работа: в Таллинне застрелили одного таксиста и ранили другого >>

По теме

Начали с Санкт-Петербурга: эстонский таксоизвозчик вышел на российский рынок
Как таксист без ног управляет автомобилем
Ложная тревога: Taxify опроверг "похоронные" инсинуации в Postimees
Опасная работа: в Таллинне застрелили одного таксиста и ранили другого
Слишком много требований: Taxify грозится уйти из Эстонии
В Таллинне появятся сотни автомобилей "Яндекс.Такси"
Таксоизвозчику Taxify пророчат трудную жизнь в Ида-Вирумаа
Теги:
личные истории, пассажиры, работа, такси
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik