21:11 23 Марта 2019
Прямой эфир
  • USD1.1302
  • RUB72.7425
Киргизский режиссёр Айбек Дайырбеков

Айбек Дайырбеков: эстонцы оценили юмор и трагедии кыргызского киномюзикла

© Sputnik / Денис Пастухов
Общество
Получить короткую ссылку
Кино в Эстонии (61)
22560

О первом в истории Кыргызстана мюзикле под названием "Песнь древа", проклятии кыргызского священного дерева, правдивости экранизированных событий и заложенной ради съемок квартире в интервью Sputnik Эстония рассказал автор фильма Айбек Дайырбеков.

ТАЛЛИНН, 30 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. Кыргызский режиссер и сценарист объяснил, почему фильм, показанный в конкурсной программе дебютов на Таллиннском кинофестивале PÖFF, был интересен эстонскому зрителю.

- "Песнь древа" ("Дарак ыры") — ваш первый полнометражный фильм. Почему жанром своего дебюта вы выбрали мюзикл?

— В мировом кинематографе на мюзиклы приходится очень малая доля фильмов, а для Кыргызстана и всей Центральной Азии мюзикл, да еще и на национальном языке — и вовсе что-то экстраординарное. Несмотря на то что в Кыргызстане очень богатая фольклорная история, мюзиклов в нашей стране еще не снимали. Ранее я производил сериалы, но это своего рода халтура, зарабатывание денег. Полнометражку же я хотел снять такую, чтобы мне нравилась самому.

Поначалу, кстати, мюзикл я не планировал, задумывалась обычная драма. Но я никак не мог закончить сценарий, так как не понимал, как подать на экране мистическую историю дерева. Был вариант со спецэффектами, но пришлось его отмести: для кыргызского кино спецэффекты — слишком дорогое удовольствие. Затем что-то щелкнуло у меня в голове, я подумал о музыкальной составляющей — и все сразу встало на свои места. Ведь с помощью музыки можно передать любое настроение, эмоциональные падения и взлеты. И звучит музыка в фильме тогда, когда словами и другими средствами происходящее не передать.

Кадр из кыргызского мюзикла Дарак ыры (Песнь древа)
© Фото : Централ Азия фильм
Кадр из кыргызского мюзикла "Дарак ыры" ("Песнь древа")

Хотя идея мюзикла, замечу, родилась не на пустом месте. Отправной точкой в мир музыкального кино для меня стал созданный мною в 2011 году видеоклип фольклорной направленности, и мне понравилась реакция зрителей. Потом я осознанно искал мюзиклы среди мировых кинокартин, пока не нашел наконец-то мюзикл "Отверженные" по роману Виктора Гюго с Хью Джекманом в главной роли. Этот фильм меня вдохновил, так как раньше я думал, что мюзиклы могут быть только с танцами. При создании "Песни древа" это знание мне сильно помогло — было бы странно, если бы кочевники начали вдруг исполнять те танцы, которые никогда в жизни не танцевали. У Голливуда, в отличие от Кыргызстана, есть богатая традиция танцевального мюзикла с их шоу и кабаре.

- Основан ли фильм на реальных событиях?

— Обе истории, описанные в фильме и объединенные мною в одну сюжетную линию, произошли на самом деле. Отец главной героини Базарбай отдает свою жизнь во благо жизни своего рода, и такая трагичная история случилась с моим родственником по линии бабушки. И даже место съемки было выбрано реальное: мы искали высокогорье, где не растут деревья, и в итоге оказались в том самом месте, где происходили те события давних лет. Там дуют бешеные ветра, у деревьев просто не получается в тех местах вырасти, а каждые травинка и лепесток дышат воздухом.

Киргизский режиссёр Айбек Дайырбеков
© Sputnik / Денис Пастухов
Киргизский режиссёр Айбек Дайырбеков

Вторая история связана с одиноким сухим деревом. Когда я писал сценарий, то нашел потомков тех людей, которые непосредственно рубили то священное дерево. Удивительно, но потомков людей, живших тогда, по линии моих отцов насчитывается 250 семей, а срубивших дерево — всего 25. Можно верить или относиться скептически, но такая статистика для меня связана с проклятием срубленного дерева.

- Язык фильма — кыргызский. Он ориентирован прежде всего на жителей Кыргызстана?

— На уровне сценария я действительно делал свой первый полнометражный фильм именно для своего народа, не думал об участии на фестивалях, не делал шаблонные вещи и не пытался понравиться абстрактным членам жюри. Но фильм до фестивалей в итоге все же дошел, и мне это приятно. Премьеры прошли в родных для фильма странах — Кыргызстане и России (на Московском международном кинофестивале), а затем мировая премьера состоялась на кинофестивале в южнокорейском Пусане.

Добавлю, что вклад российской стороны очень важен. Мы стартовали на свои личные деньги, которые с трудом удалось собрать, пришлось даже заложить квартиру. Мы рассчитывали на господдержку, но государство средств не выделило, поэтому нам пришлось искать деньги извне. Повезло, что продюсеры из России заинтересовались фильмом, вошли в кооперацию. Кстати, в России фильм шел на кыргызском языке с субтитрами, но мы подготовили и версию с дубляжом, где в оригинале звучат только песни.

- В Таллинне у фильма была европейская премьера. Какой была реакция публики?

— Наверно, у народов бывших союзных республик есть всё-таки точки соприкосновения, по ментальности. В Эстонии, к примеру, зрители смеялись в те моменты фильма, в которых и в Бишкеке смеются. А сюжетные потрясения в фильме понятны вообще каждому, ведь простые человеческие чувства не зависят от национальности или места жительства. Все мы любим, ненавидим, ценим дружбу одинаково. То же можно сказать и о временном пространстве, чувства людей и тогда были такими же.

Киргизский режиссёр Айбек Дайырбеков
© Sputnik / Денис Пастухов
Киргизский режиссёр Айбек Дайырбеков

К слову, хоть действие фильма и происходит в XVIII веке, слышал много отзывов, что фильм — отражение современного Кыргызстана, проводились параллели с происходившими в стране революциями. Мое поколение было свидетелями революции 2005 года, затем кровопролитной революции 2010 года, когда оба президента сбежали из Кыргызстана. Отсылка к этим событиям действительно есть, и с соавтором сценария Садыком Шер-Ниязом у меня шли большие дискуссии, может ли человек добровольно пойти на смерть. Я с детства вырос с этими легендами и уверен, что может. И в своем фильме я хотел показать, что мужчины, джигиты, должны так поступать и брать ответственность за судьбу своего народа. В свое время в Кыргызстане этого, к сожалению, не произошло.

- Не опасно ли посещать Кыргызстан в связи с происходившими в стране революциями?

— Нет. Кыргызстан — вполне туристическая страна, и в ней распространен в основном экотуризм. Хотя Кыргызстану далеко до Турции, так как курортный сезон у нас короткий, а понятия All inclusive (всё включено — Ред.) нет. Но такие обстоятельства позволяют сохранить экологию, не загрязнить озеро Иссык-Куль, не дать всё застроить отелями. Памятников архитектуры у нас мало, так как наш народ — представители кочевой цивилизации. Но все равно и эстонцев, и всех остальных приглашаю посетить Кыргызстан, насладиться красотами его природы.

- А что вам по душе как гостю столицы Эстонии?

— Мне очень понравилось, как в Таллинне удалось сохранить Старый город, не поддаться соблазну снести старые здания и построить вместо них современные. Это правильно — шагать в будущее нужно, сохраняя свое прошлое. В Бишкеке такого понятия, как Старый город, нет. Если строят новые дома, все старые сносят. В прошлом году, например, снесли ресторан советского времени "Нарын", который я считал памятником архитектуры. Здание было целиком из мрамора, и сейчас только привезти такое количество мрамора не каждая бишкекская компания потянет. У нас, к сожалению, совершенно не думают об облике города. Поэтому туристам и интереснее не столица Кыргызстана, а его природные объекты.

Многие фильмы кинофестиваля PÖFF покажут в Эстонии лишь раз>>

Как писал Sputnik Эстония, многие фильмы кинофестиваля PÖFF покажут в Эстонии лишь раз.

Об интересных перипетиях сюжета "Песни древа" можно подробнее прочитать в материале Sputnik Кыргызстан.

Тема:
Кино в Эстонии (61)

По теме

Актриса Габия Сюрбите: жаль, что в Литве не знают эстонское кино
Российский продюсер: кинофестиваль PÖFF — отличная бизнес-площадка
Чупов: авторское кино обычно досматривают до конца
В Таллинне стартует элитный кинофестиваль PÖFF
Многие фильмы кинофестиваля PÖFF покажут в Эстонии лишь раз
Теги:
интервью, мюзикл, кинофестиваль "Темные ночи", Айбек Дайырбеков, Кыргызстан, Эстония, Киноиндустрия, Кино
Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik