15:56 21 Апреля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1250
  • RUB71.9719
Главное здание мызы Вазалемма в стиле английского замка

Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб

© Sputnik / Владимир Барсегян
Общество
Получить короткую ссылку
43560

В Эстонии сохранились сотни усадеб (мыз по-эстонски), старейшие из которых относятся к XVII веку. Sputnik Эстония вместе с группой туристов решил познакомиться с самыми интересными из них.

ТАЛЛИНН, 18 ноя — Sputnik, Ирина Тихомирова. На автобусе вместе с группой любознательных туристов и гидом туристической фирмы Nordest Frog Дмитрием Унтом корреспондент Sputnik Эстония отправилась в увлекательное путешествие, чтобы заглянуть в историю эстонских усадеб (мыз).

Поездка включала посещение четырех самых интересных архитектурных комплексов Западной Эстонии.

Путешествие по эстонским мызам в то время, когда все золото осени уже под ногами, а скромность красок нашей природы достигает своего пика, имеет особое очарование. Прозрачность парков открывает перспективы на окрестности, ажурные деревья не заслоняют поместье — можно увидеть весь комплекс старинных построек и заглянуть во все уголки усадьбы.

Хозяйственная постройка на мызе Харку
© Sputnik / Владимир Барсегян
Хозяйственная постройка на мызе Харку

Известно, что особого расцвета здешние мызы достигли во времена российской императрицы Екатерины Великой, которая дала их хозяевам исключительное право на поставку спирта в русскую армию. Каждая мыза обзавелась винокурней, и торговля спиртом их просто озолотила.

Начиная с этого периода, появляются шедевры архитектуры в сельской местности.

Помещики соответственно своим культурным запросам устраивали светскую жизнь, организовывали приемы, давали балы.

В ХХ веке на территории усадеб уже занимались спортом: играли в теннис, ездили на диковинах-велосипедах.

Мызы превращались в центры культуры сельской Эстонии — в этом их важность для развитии всего края, как считает историк Дмитрий Унт.

Гид Дмитрий Унт
© Sputnik / Владимир Барсегян
Гид Дмитрий Унт

Мыза Вяэна — романтика и меланхолия

Самые ранние сообщения о мызе Вяэна относятся к 1325 году, когда она была мызой монастыря Падизе.

Главное здание мызы Вяэна
© Sputnik / Владимир Барсегян
Главное здание мызы Вяэна

Усадьба Вяэна в том виде, в котором она сохранилась до наших дней, была построена в конце XVIII века в стиле позднего барокко.

Конечно, эстонское барокко — не Зимний дворец, как заметил Дмитрий Унт, но тоже имеет свое очарование: в нем читаются и скромность, и достоинство.

Мыза Вяэна вместе с приусадебным парком и близлежащими постройками обладает особой ценностью благодаря своей интересной истории и архитектурным особенностям. Историческое название мызы — Фейена (Feyena) — происходит от немецкого слова feien ("защищать"). В XVI веке усадьба находилась во владении фон Тизенхаузенов. Развалины древнего господского дома находятся в западной части приусадебного парка.

Парк мызы Вяэна
© Sputnik / Владимир Барсегян
Парк мызы Вяэна

Сменив ряд владельцев, мыза перешла к Магнусу фон Штакельбергу, роду которого и принадлежала вплоть до земельной реформы 1919 года. Последние собственники построили здесь одну из самобытнейших усадеб республики по проекту итальянского архитектора, имя которого история не сохранила.

Большой каретный сарай мызы Вяэна
© Sputnik / Владимир Барсегян
Большой каретный сарай мызы Вяэна

Встречает путешественников впечатляющий архитектурный компонент усадьбы. Это большой каретный сарай с портиком (крытой галереей, опирающейся на колонны). Подобный, пожалуй, не найдется во всей Эстонии.

При взгляде на фасад главного дома усадьбы не сразу определить его архитектурный стиль — столь скупы в его облике черты позднего барокко. Тем не менее, его признаки налицо: лестницы динамичных форм, а также балюстрады, которые, однако, будучи выполнены из песчаника, не сохранились.

Искусственные руины-романтическое украшение ландшафта мызы
© Sputnik / Владимир Барсегян
Искусственные руины-романтическое украшение ландшафта мызы

Господский дом окружает так называемый нерегулярный живописный парк. В нем есть уникальный уголок —искусственные руины, которые в XIX веке создавали специально по существующей тогда моде для придания имению атмосферы романтичности и таинственности.

Подъезд к центральному входу барского дома
© Sputnik / Владимир Барсегян
Подъезд к центральному входу барского дома

В течение двух последних десятилетий здание подвергалось реставрации. В настоящее время оно живет своей жизнью: в нём работает Вяэнаская начальная школа.

Мыза Харку, у которой все впереди

Мыза Харку (по-немецки звучит как Hark) находится в волости Харку уезда Харьюмаа, расположена в восьми километрах от Таллинна по направлению к городу Кейла.

Мыза Харку
© Sputnik / Владимир Барсегян
Мыза Харку

Эта мыза, принадлежавшая Ливонскому ордену, впервые упоминается в 1372 году. Она неоднократно перестраивалась и сохранила следы последней реконструкции в стиле историзма, в XVII столетии было возведено главное здание в стиле барокко.

Купившие в 1755 году мызу фон Будберги (von Budberg) в 1770-м перестроили главное здание в стиле позднего классицизма.

У мызы, как сообщил гид, была плачевная судьба: после ее отчуждения у последнего владельца здесь находилась детская колония, и она, как и многие другие эстонские усадьбы в тот период, стала прибежищем для беспризорников.

Фасад мызы Харку, обращенный к парку
© Sputnik / Владимир Барсегян
Фасад мызы Харку, обращенный к парку

Нынешнее здание мызы датируется 1875 годом. В этот период в обществе сформировалась потребность окружать себя предметами старины, что и отразилось в архитектуре усадьбы, которая возведена в стиле историзма. Среди прочих реинкарнации удостоился и ренессансный стиль — в новом облике главного строения усадьбы. Особенность сооружений эпохи Возрождения — простота, соразмерность и гармоничность, поэтому главное здание отдаленно напоминает флорентийские дворцы-палаццо. В центральной части дом увенчан "неоренессансным" фронтоном, фасад расчленяют пилястры, то есть фальшивые колонны.

Дмитрий Унт указал на старинные  двери с медальоном, на котором вырезано МDCCCLXXIII - год 1873, дата последней перестройки здания
© Sputnik / Владимир Барсегян
Дмитрий Унт указал на старинные двери с медальоном, на котором вырезано "МDCCCLXXIII" - год 1873, дата последней перестройки здания

С восторгом истинного любителя истории гид обратил внимание группы на одну из деталей фасада. На чудом уцелевших деревянных массивных дверях главного входа господского дома можно увидеть медальон с вырезанными на нем римскими цифрами МDCCCLXXIII, что означает 1873 — это дата последней перестройки здания.

Старинные резные двери с медальоном, на котором указано МDCCCLXXIII - год 1873, дата последней перестройки здания
© Sputnik / Владимир Барсегян
Старинные резные двери с медальоном, на котором указано "МDCCCLXXIII" - год 1873, дата последней перестройки здания

Из подсобных помещений внимания заслуживают скотный комплекс с историческими фронтонами, а также живописные развалины теплицы с двумя башнями. Сегодня кроме главного здания можно увидеть также длинный амбар, обрамляющий площадь перед главным зданием, и каретный сарай-конюшню.

Мыза Харку
© Sputnik / Владимир Барсегян
Мыза Харку

Начиная с 1957 года и до наших дней, в здании действовал Институт экспериментальной биологии. Мыза Харку в том состоянии, в котором она предстает перед глазами туристов, не ослепляет своей красотой, но у этой усадьбы, как у гармоничного архитектурного комплекса при надлежащей реставрации, как отметил гид, есть свой потенциал и, хочется верить, прекрасное будущее.

Мыза Сауэ — рассказ о родовитом сословии

Эта уникальная мыза, которую называют одним из красивейших и ценнейших усадебных ансамблей стран Балтии, также находится в уезде Харьюмаа, на территории города Сауэ.

Барский дом мызы Сауэ
© Sputnik / Владимир Барсегян
Барский дом мызы Сауэ

Этот маленький Версаль, как его назвал Дмитрий Унт, был построен в конце XVIII века Иоганном Шульцем.

Архитектор был хорошо известен в сфере градостроения. К примеру, в 1773 году по его проекту в Таллинне на площади Лосси был возведен дворец для генерал-губернатора Эстляндии, который в наши дни является резиденцией эстонского парламента.

В усадьбе поддерживается жизнь, ведется хозяйство: здесь конюшня с лошадьми, коровник, теплица и винокурни. Дом окружен большим живописным парком площадью в четырнадцать гектаров, который находится под защитой государства. Можно с уверенностью сказать, что комплекс усадьбы — один из лучших исторически достоверных образцов быта своего времени.

Парадная лестница в барском доме
© Sputnik / Владимир Барсегян
Парадная лестница в барском доме

Мыза пережила тяжелые времена после того, как она в период обретения республикой независимости лишилась своих настоящих владельцев. В 1919 году Эстония подарила её за особые заслуги герою Освободительной войны Йоханнесу Вырку.

Черные времена для усадьбы наступили в 90-е годы XX века. Тогда в ней открыли приют для асоциальных жителей волости Сауэ. В советские годы на территории усадьбы устроили машинно-тракторную станцию (МТС) совхоза, а после детский сад. Были утрачены мебель, детали интерьера, пострадала отделка — паркет и лепнина потолков.

Затем наступили времена возвращения собственности бывшим владельцам, и мызу выкупила пожилая семейная чета Эльги и Яана Крийса. Историческая реставрация, проведенная в главном здании усадьбы, позволяет теперь увидеть соответствующий эпохе достоверный характер интерьеров.

Анфилада комнат барского дома
© Sputnik / Владимир Барсегян
Анфилада комнат барского дома

Конструкция главного здания включает в себя классическую анфиладу комнат, где на втором этаже по задумке архитектора были кроме раздельных хозяйских спален и танцевальный зал, и столовая, и охотничий зал с трофеями, и будуар баронессы. Нижний этаж мызы отведен под хозяйственные нужды — там расположена кухня с большим камином, парадный вход с большой прихожей.

Раньше, как сообщил краевед Дмитрий Унт, хозяйский дом делился на мужскую и женскую половины, потому можно заметить определенную симметрию в его интерьерах, обусловленную привычками обитателей: в крайних залах по обоим концам здания расположены спальни господ.

Будуар баронессы в барском доме мызы Сауэ
© Sputnik / Владимир Барсегян
Будуар баронессы в барском доме мызы Сауэ

И здесь вам обязательно расскажут о том, как проходил ритуал выполнения супружеских обязанностей в среде богатого и родовитого сословия.

Представим себе, как барон в длинной ночной рубашке пробирается на женскую половину и вежливо стучится в дверь супруги. Открывает ее, пропихивая в щелочку свой ночной колпак, который он и оставляет на пороге комнаты дамы. Если та желает принять в своих покоях мужа, оставляет шапочку у себя, если нет — выбрасывает ее вон. После такого поворота событий хозяин дома, вероятно, решал провести ночь иным способом, благо в усадьбе работала многочисленная прислуга.

Спальня баронессы в барском доме мызы Сауэ
© Sputnik / Владимир Барсегян
Спальня баронессы в барском доме мызы Сауэ

В спальне баронессы, кстати сказать, расположена роскошная кровать из красного дерева с балдахином из темно-изумрудной ткани. Мебель усадьбы, по словам новых хозяев, подбиралась с целью воссоздания стилистики исторического интерьера.

В обоих концах здания находятся старинные печи с отделкой их "родной" старинной керамикой, обе на трех львиных чугунных ногах. Легенда гласит, что раз в год в августе в ночь полнолуния обе печи, похожие как родные сестры, выходили в сад, чтобы встретиться и обменяться сплетнями о бароне и баронессе. Видимо, было о чем…

Печь с основанием в виде львиных лап
© Sputnik / Владимир Барсегян
Печь с основанием в виде львиных лап

Как рассказала сотрудник мызы Эви, здесь на стенах залов можно увидеть фрагменты этапов реставрации: как пласт за пластом специалисты вскрывали штукатурку, её цветные слои соответствовали определенным этапам жизни строения, все его двести лет.

Фрагмент консервации старинной штукатурки стены
© Sputnik / Владимир Барсегян
Фрагмент консервации старинной штукатурки стены

Внешний облик здания возник на грани стилей: есть черты позднего барокко, но присутствуют и детали классицизма.

Мыза Вазалемма — отголосок Средневековья

Мало кто, проезжая в этом направлении, не заметил почти сказочный средневековый замок.

Главное здание мызы Вазалемма в стиле английского замка
© Sputnik / Владимир Барсегян
Главное здание мызы Вазалемма в стиле английского замка

Это полностью сохранившаяся мыза Вазалемма в неоготическом стиле, в эклектичном сочетании элементов различных исторических эпох — Ренессанса и Классицизма.

Но основная визуальная идея — подражание средневековой английской архитектуре. Создание мызы в стиле брутального замка-крепости не имело уже такого практического смысла, как во времена Средневековья, когда одним из назначений строения была оборона от неприятеля.

Построена мыза в подражание старинным готическим замкам в русле той моды на историзм, которая существовала в Европе в XIX веке.

Фрагмент внутренней лестницы мызы Вазалемма
© Sputnik / Владимир Барсегян
Фрагмент внутренней лестницы мызы Вазалемма

Через поместье протекает река Вазалемма, а центральное здание усадьбы окружает живописный парк. Хаотичность и нерегулярного его обманчива: с большим вкусом, смыслом и красотой в нем гармонично соседствуют различные породы деревьев, здесь произрастает даже альпийская сосна. Культура парков благодаря сельским мызам, как считает экскурсовод Дмитрий Унт, распространилась в города, благодаря чему значительно изменился их внешний облик.

Деревянные резные панели отделки интерьера главного зала и изразцовая печь мызы Вазалема
© Sputnik / Владимир Барсегян
Деревянные резные панели отделки интерьера главного зала и изразцовая печь мызы Вазалема

В 1825 году владельцы мызы Падизе, дворяне фон Раммы, выделили Вазалемма в отдельное имение, оно-то в 1886 году и перешло дворянскому роду фон Баггоутов. В 1894 году по проекту Константина Вилькена был воздвигнут двухэтажный неоготический дом из плитняка по заказу Эдуарда фон Баггоута, потомка Карла Федоровича фон Баггоута, одного из героев войны 1812 года, имя которого золотыми буквами вписано в книгу российской истории.

Владельцы мызы имели важным источником дохода разработку и добычу на рудниках доломита и его продажу. Доломит — это строительный камень, у нас его разновидность принято называть вазалеммским мрамором, из него и построена мыза Вазалемма.

Что прежде всего бросается в глаза в архитектуре здания — это восьмигранная башня в виде шахматной ладьи, ступенчатый фронтон и высокие стрельчатые окна. Двухэтажное сооружение опирается на высокий цокольный этаж, имеет "праздничный" фасад, развернутый внутрь парка и поэтому невидимый со стороны шоссе. Он украшен величественной лестницей с балюстрадой. К одному из углов строения примыкает необычная "шахматная" башня, дверь которой в настоящий момент служит основным входом в здание.

Главное здание мызы Вазалемма в стиле английского замка
© Sputnik / Владимир Барсегян
Главное здание мызы Вазалемма в стиле английского замка

В 1919 году время господских мыз заканчилось. Как и большинство других усадеб, мыза Вазалемма перешла во владение государством. С 1919 по 1922 год замок Вазалемма становится домом отдыха учителей города Таллинна. С 1922 года и по сей день здесь работает школа.

Замок в рисунках детей школы мызы Вазлемма
© Sputnik / Владимир Барсегян
Замок в рисунках детей школы мызы Вазлемма

В интерьере учебного заведения есть помещения, воссозданные в английском стиле: главный зал для торжеств отделан массивными деревянными панелями, его украшают декоративный кессонный потолок и печь с шоколадного цвета изразцами. Справочники упоминают тот факт, что мыза с ее необычными чертами становилась местом съемок различных фильмов.

Справка

Историзм — архитектурный стиль XIX и частично XX века. Выступает как сочетание различных архитектурных стилей, уже прошедших, "исторических", но обретающих новую жизнь. Подвидами стиля выступают неороманский стиль, неоготика, неоренессанс и необарокко.

По теме

Как Петр I в Ревеле мызы покупал
Усадьба Ээрика-Нийлеса Кросса - в числе хронических неплательщиков налогов
В усадьбе Сагади заживут герои Тургенева
Теги:
усальба, мыза, парк, экскурсия, Дмитрий Унт, Вяэна, Вазалемма, Харку, Эстония, Культура и искусство
Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik