03:47 18 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1215
  • RUB70.4625
Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония

В Таллинне вспоминали погибших в крушении парома "Эстония"

© Sputnik / Юлия Калинина
Общество
Получить короткую ссылку
Гибель парома "Эстония" (15)
23850

Трагедия парома "Эстония", которая произошла почти четверть века назад, объединила много семей и оставила массу вопросов к властям Эстонии и Швеции.

ТАЛЛИНН, 28 сен — Sputnik, Юлия Калинина. В эстонской столице у башни Толстая Маргарита, где возведен монумент "Прерванная линия" в память о погибших на пароме "Эстония", в пятницу, 28 сентября, прошла памятная церемония.

Тайна гибели парома "Эстония" похоронена на дне моря >>

На мемориальной церемонии собрались родные и друзья трагически погибших в морской катастрофе. Организатором мероприятия выступило объединение Memento Mare, в которое входят родственники людей, погибших на пароме "Эстония". Прошло двадцать четыре года с момента, когда море забрало у них самых близких — родителей, братьев и сестёр, жён и мужей, детей.

© Sputnik / Юлия Калинина, Владимир Новиков
Траурная церемония в память о пароме "Эстония"

На монументе высечены имена всех пассажиров, кто не вернулся домой из того злополучного последнего рейса парома. К этим именам возлагали цветы и ставили свечи. Оркестр Департамента полиции и погранохраны Эстонии играл траурную музыку, а пастор Эстонской евангелическо-лютеранской церкви провёл поминальное богослужение.

В Таллинне почтили память жертв крушения парома "Эстония" >>

Герман Григорьев, потерявший в балтийской катастрофе родную дочь — 40-летнюю переводчицу Тамару, рассказал Sputnik Эстония, что у нее остались дети Алексей и Елена.

Герман Григорьев, потерявший в балтийской катастрофе дочь Тамару
© Sputnik / Юлия Калинина
Герман Григорьев, потерявший в балтийской катастрофе дочь Тамару

"Она поехала в Стокгольм с группой, там её должны были встречать. Сейчас потихоньку поминаем её, сделали памятник на Метсакальмисту". По его мнению, настоящая причина трагедии до сих пор не выявлена. "Объявили, что в паром попала вода прямо с аппарели, но трудно сказать, кто тогда открыл аппарель", — задается вопросом он.

Вопросы и сомнения остаются

Для капитана дальнего плавания Александра Каппа, который тоже пришел почтить память своих трагически погибших коллег, причины трагедии парома "Эстония" до сих пор остаются загадкой. Он не совсем согласен с официальными публикациями о гибели парома, потому что в это же время там находились другие пассажирские суда — они остались в нормальном состоянии, без каких-либо повреждений.

"А это для меня остаётся загадкой. Потому что такое судно на Балтике, как паром "Эстония", очень тяжело довести до такого критического состояния", — сказал он.

Капп хорошо знал двух капитанов, Арво Андерсена и Аво Пихта. "Знал их ещё тогда, когда они не были капитанами. Это были хорошие, активные ребята. Но море есть море, так случилось — они погибли", — говорит он.

Капитан дальнего плавания Александр Капп
© Sputnik / Юлия Калинина
Капитан дальнего плавания Александр Капп

Александр Капп уверен в том, что Аво Пихт и Арво Андерсен были опытными капитанами, и нет никаких сомнений в их компетентности в руководстве и управлении судном: "Знали своё дело, разбирались во всём: со всем, что связано с судовождением, и с перевозкой людей, и с перевозкой грузов".

Церемония памяти жертв крушения парома "Эстония" >>

Геннадий Веселов, возглавляющий Совет ветеранов Эстонского морского пароходства, отмечает, что паром "Эстония" был на момент гибели достаточно современным судном, так как в распоряжении капитана парома были редкие по тем временам мониторы, которые показывали любое помещение на корабле.

Геннадий Веселов глава совета ветеранов Эстонского морского пароходства
© Sputnik / Юлия Калинина
Геннадий Веселов глава совета ветеранов Эстонского морского пароходства

"Мы встречались с Аво Пихтом по работе — я был в службе связи инженером, обеспечивал суда и радионавигационным, и электронавигационным оборудованием: гирокомпасы, эхолоты, лаги. Мы обычно делали отчёт для службы мореплавания, каким оборудованием каждое судно обеспечено, что необходимо", — рассказал он.

У монумента погибшим на пароме "Эстония" зажгли свечи памяти >>

Веселов курировал суда системы "ро-ро", где такая же система открытия аппарели, как на "Эстонии". "Я выходил на этих судах в рейс и знаю, как автоматически открывается и закрывается нос. После того как он закрывается, боцман идёт и механически фиксирует крепления. Только при подходе к порту боцман спускается в трюм, сначала снимает фиксирующую механическую часть, а потом гидравликой поднимает нос и опускает аппарель. Невероятно, как могла оторваться аппарель, как могло такое случиться!" — до сих удивляется он.

  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
  • Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме Эстония
    Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"
    © Sputnik / Юлия Калинина
1 / 9
© Sputnik / Юлия Калинина
Памятная церемония у мемориала погибшим на пароме "Эстония"

Впрочем, он не исключает человеческий фактор — члены команды могли думать, что с таким большим судном длиной в 137 метров ничего не может случиться, поэтому, возможно, были выполнены не все необходимые меры по безопасности.

Ход расследования гибели парома и его официальные результаты до сих пор дают экспертам и родственникам повод предполагать, что паром затонул совсем не из-за поломок. Международная комиссия по расследованию причин катастрофы "Эстонии" пришла к выводу, что основной причиной катастрофы судна стало трагическое стечение целого ряда обстоятельств.

Макет парома Эстония
© Sputnik / Вадим Анцупов
Макет парома "Эстония"

В частности, по оценке комиссии, крушение судна ускорил ряд конструктивных особенностей "Эстонии", прежде всего автомобильная палуба, проходящая от носа до кормы. Сильный шторм, высокая скорость судна, курс движения и погодные условия привели к тому, что не выдержали и разрушились крепления носового транспортного люка на судне.

Балтийский Титаник: недоверие к выводам первой комиссии

В ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Балтийском море произошла трагедия, которой суждено было стать последней морской тайной уходящего тысячелетия. Для расследования причин катастрофы была сформирована совместная шведско-финско-эстонская комиссия.

Опрос

Надо ли возобновить расследование причин гибели парома "Эстония"?
  • Да, официальная причина крушения не выдерживает критики.
    71.2% (234)
  • Нет, официальная причина не устраивает только конспирологов.
    2.1% (7)
  • Правду о гибели парома уже все равно никто не расскажет.
    26.7% (88)
Проголосовали: 22
В 1997 году официальной причиной гибели парома были названы конструктивные недостатки судна и плохие погодные условия в момент совершения "Эстонией" рейса. Однако в Швеции и Эстонии многие сразу же поставили под сомнение эту версию.

Высказывались предположения, что паром мог пойти на дно из-за взрыва на борту, столкновения с подводной лодкой или действий преступников, затопивших паром, чтобы скрыть перевозку контрабандного груза.

Для того чтобы окончательно установить причину гибели, неоднократно предлагалось поднять судно.

Однако эти инициативы не нашли поддержки у официальных властей Эстонии и Швеции. Подписанное Эстонией, Финляндией и Швецией в 1995 году международное соглашение запретило проводить какие-либо исследования на месте гибели судна. Позже к договору присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания.

Тайны гибели парома "Эстония" глазами журналиста >>

В конце августа 2000 года тележурналисты одной из немецких телекомпаний и американский предприниматель Грек Бэмес организовали экспедицию к месту, где затонул паром.

Прежде всего, журналисты изучали состояние парома ниже ватерлинии. Во время работы под водой водолазы также впервые взяли пробу металла с обшивки парома. Она была направлена для исследования в несколько независимых институтов Германии и США. По заключению и германских, и американских институтов, на борту "Эстонии" произошел взрыв. Эти данные подтвердил и авторитетный английский эксперт, который обобщил результаты всех четырех проведенных анализов.

Позже в выводах официальной комиссии усомнилась и исследовательская группа германской судоверфи Meyer Werft, где был построен паром. Группа заявила, что технический уход за судном не велся на должном уровне и паром мог затонуть из-за неверно выбранной скорости, теракта или неумелых действий экипажа. В 2001 году директор компании Вернер Гуммель заявил, что располагает доказательствами того, что судно "без сомнения, стало объектом террористического акта".

Подъём носовой аппарели парома Эстония
© AP Photo / JAAKKO AVIKAINEN
Подъём носовой аппарели парома "Эстония"

В конце 2004 года бывший начальник морской таможни стокгольмского порта Фрихамнен Леннарт Хенрикссон в передаче шведского телевидения заявил о том, что на борту затонувшего парома в день его гибели находилась советская военная техника. По его словам, в 1994 году паром "Эстония" несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам.

Эти, равно как и другие многочисленные сообщения, стали причиной того, что весной 2005 года, через 11 лет после трагедии, правительство Эстонии сформировало комиссию экспертов для расследования обстоятельств гибели парома. Ей предстояло ответить на шесть принципиальных вопросов, касающихся различных версий происшествия.

Ответы на вопросы под защитой гостайны

Во-первых, следовало доказать или опровергнуть предположение о том, что крепления, удерживающие технику, были повреждены в результате взрыва; во-вторых, была ли для установления всех значительных повреждений в ходе водолазных работ исследована и заснята нижняя часть корпуса судна на всем его протяжении; в-третьих, были ли в показаниях спасшихся существенные противоречия; в-четвертых, имелись ли важные показания, экспертные оценки или общеизвестные факты, оставшиеся без внимания в отчете первой совместной комиссии; в-пятых, существуют ли факты, позволяющие утверждать, что какие-либо важные доказательства или исследовательские работы были скрыты от членов следственной комиссии; и, в-шестых, случались ли в Эстонии, Швеции или Финляндии другие происшествия, связанные с гибелью судов, которые были бы защищены государственной тайной любой степени.

Спасательная операция
© AP Photo / ELSA PYYSALO
Спасательная операция

На все вопросы, кроме третьего, были получены отрицательные ответы, что поставило под сомнение объективность первой совместной комиссии. Суть разногласий сводилась к следующему: часть спасшихся отметили, что перед катастрофой они слышали один сильный удар или взрыв, в то время как другие сказали, что слышали два взрыва. Исходя из этого комиссия сделала вывод, что толкование показаний свидетелей первой совместной комиссией было произвольным.

В феврале 2009 года правительство Эстонии решило прекратить работу комиссии по расследованию гибели парома "Эстония", так как она не смогла найти новые данные, подтверждающие отличную от официальной версию.

Тема:
Гибель парома "Эстония" (15)

По теме

Тайны гибели парома "Эстония" глазами журналиста
Гибель парома "Эстония" — история со многими неизвестными
Кто ответит за паромный апокалипсис в Эстонии?
Теги:
ро-ро, паром "Георг Отс", монумент "Прерванная линия", башня Толстая Маргарита, версии гибели парома "Эстония", 24-я годовщина гибели парома "Эстония", Meyer Werft, профсоюз Эстонского Морского пароходства, Оркестр Департамента полиции и погранохраны Эстонии, Эстонская евангелическо-лютеранская церковь (EELK), MTÜ Memento Mare, Фрихамнен Леннарт Хенрикссон, Вернер Гуммель, Йорм Мукала, Виллу Яанисоо, Аво Пихт, Арво Андерсен, Александр Капп, Герман Григорьев, Геннадий Веселов, Михаил Горбачёв, Рейкьявик, ЭР, ФРГ, РФ, Дания, Швеция, Польша, Великобритания, Балтийское море, Финляндия, Литва, Германия, США, Латвия, Таллинн, Россия, Эстония
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik