Прямой эфир
  • USD1.1025
  • RUB69.0442
Общество
Получить короткую ссылку
9780

О том, стоит ли модифицировать литературную классику на театральной сцене, веяниях современного кинематографа и произошедших в Эстонии за время его отсутствия переменах рассказал в интервью Sputnik Эстония уроженец Таллинна, ныне живущий в Москве актер Александр Батрак.

ТАЛЛИНН, 28 июл — Sputnik, Денис Пастухов. Беседа с московским театральным актером состоялась в пресс-центре Sputnik Эстония в Таллинне — в родные края Александр Батрак приехал на непродолжительный летний отпуск.

- Когда в вас проявились задатки актера?

— История о том, как я решил стать актером, началась в первом классе. Когда я поступил в 5-ю среднюю школу Таллинна, нашей классной руководительницей была молодая и очень энергичная учительница. Поскольку у нее было много юношеского задора, она решила поставить спектакль "Двенадцать месяцев", и я сыграл там роль профессора — довольно большую, текста было много. А классу к восьмому я чувствовал себя уже полноценным артистом, хотя и школьного масштаба. Примерно тогда же я поступил в студию при Русском драматическом театре Эстонии под руководством Владимира Лаптева и успешно закончил ее через два года, к моменту окончания школы. Затем я уехал в столицу России, где отучился в Высшем театральном училище имени Щепкина, в Москве женился и остался там жить.

 

Актер Московского драматического театра Сопричастность Александр Батрак
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер Московского драматического театра "Сопричастность" Александр Батрак

У меня были мысли вернуться и в Эстонию, все-таки это дорогая для меня страна, в Эстонии живут мои родители и сестра. Но Россия — это больше театров и больше возможностей, и со времен окончания театральной студии в Таллинне на эстонских театральных подмостках я не появлялся. Хотя был бы, конечно, рад когда-нибудь приехать на родину на гастроли. Работаю я сейчас в Московском драматическом театре "Сопричастность".

- Почему у театра такое название?

— Думаю, это означает причастность к жизни, ко всему происходящему.

- В репертуар этого театра входят в основном классические произведения. Сильно ли преображается классика на сцене театра "Сопричастность"?

— Наши театральные постановки максимально приближены к оригиналу. Наверное, каждый творческий эксперимент имеет право на существование, но я считаю, что классику все же надо оставить такой, какой она создана изначально. И это наиболее сложный и довольно редкий для современного театра вариант — ведь спектакль по классической литературе нужно поставить живо, интересно, чтобы зритель с удовольствием его смотрел. И мне кажется, руководителю нашего театра Игорю Сиренко это удается — он бережно относится к текстам, старается воплотить их в жизнь на сцене так, как написал автор, вплоть до запятой. Но спектакли при этом быстрые, динамичные, мне нравится то, в чем я участвую — и "Сверчок на печи", и "Вишневый сад", и "Цветы запоздалые".

Легендарный питерский театр побывал на гастролях в Таллинне>>

- Какая возрастная категория театральной публики?

— Аудитория в театре — разных возрастов, бывают в достаточном количестве и студенты, школьники, которые что-то прочли и им стало интересно, как это будет выглядеть на сцене. Ведь пьесы предназначены больше не для чтения, а для просмотра в театре, поэтому на спектакле легче понять и прочувствовать классическое произведение. А поведение зрителя очень улучшилось — в то время, когда я начинал, часто молодежь приходила из-под палки, был шум, и это было неприятно. Сейчас даже школьники ведут себя очень достойно, внимательно смотрят, слушают, аплодируют. Наверно, улучшаются воспитание и культура населения.

- В каком году вы покинули Эстонию и что изменилось в стране за период вашего отсутствия?

— Из Эстонии уехал в 1993 году. Бываю в родных краях редко, поэтому могу отметить только внешние изменения. Заметил, что в Таллинне появилось много зданий, всё стало современнее и красивее. В нынешний приезд посетил со своей живущей в Эстонии сестрой город Хаапсалу, поразился, что температура воды в море 24 градуса. Было жарко и в самом городе Хаапсалу, несмотря на знаменитый балтийский ветер. Узнал, что здесь родился российский канцлер Горчаков, неоднократно бывали Чайковский, Александр III — погуляли с интересом, а я даже успел загореть.

В Эстонии для меня по-прежнему родной воздух. В связи с этим расстраиваюсь, что Россия и Эстония часто не находят общего языка, хотя и понимаю, что за недружественным отношением Эстонии к России стоит не только сама Эстония, но и военный блок, в который вступила страна. Но мне хотелось бы, чтобы Россия дружила с Эстонией и всё было хорошо.

Актер Московского драматического театра Сопричастность Александр Батрак
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер Московского драматического театра "Сопричастность" Александр Батрак

- А кто повлиял на ваше становление как актера?

— Я поклонник советской актерской школы и знаменитых актеров советского времени — например, Евгения Леонова и Вячеслава Тихонова. И пересматриваю те же "Семнадцать мгновений весны" до сих пор с огромным удовольствием, и не потому, что фильм хороший, а из-за феноменальной игры актеров. В современном же кинематографе Россия стала тянуться за Западом, за спецэффектами. Лично я не могу серьезно воспринимать, к примеру, типичный для Голливуда фильм "Бэтмен против Супермена" и поверить, что взрослый человек пойдет на такое кино.

Киновед: плохие русские сменили плохих сербов>>

Жизнь человеческого духа — единственная и неповторимая, ее никакими спецэффектами не передашь, и российский кинематограф от советского направления отклонился. Но это не значит, что мне ничего не нравится. Последнее, что я смотрел из российского кино, был фильм "28 панфиловцев", действительно сильное кино, ощущения были серьезные. Скажу словами Высоцкого — "Я сидел, как в окопе под Курской дугой, там, где был капитан старшиною".

- Вы задействованы сейчас только в театре, но снимались раньше и в киносериалах. Почему ваш киноопыт не такой большой?

— Да, у меня было несколько ролей в кино, самая крупная из которых — роль лейтенанта Дудилова в сериале "Зона. Тюремный роман". Режиссером был Петр Штейн. Было интересно, и отмечу, что когда снимаешься в сериале, то сразу понимаешь логику действий своего персонажа. Штейн пригласил меня потом еще во "Врачебную тайну", но позже, к сожалению, скончался, и моя кинокарьера как-то не задалась. Но думаю, что основная причина — это загруженность в театре, мне некогда рыскать по Москве в поисках новых ролей.

Актер Александр Батрак
© Фото : из личного архива Александра Батрака
Актер Александр Батрак

 

 В чем, по-вашему, основные различия между съемками в театре и кино?

— Это, конечно, дубли. Я всегда хотел делать всё с первого дубля — не допустить брака по актерской игре. По звуку, свету, из-за перестановки камеры пусть будут пересъемки, но не из-за моего актерства. Хотя сейчас снимают на "цифру", делать дублей можно сколько угодно, и даже медведь сыграет с сотого дубля что угодно. С другой стороны, сроки сжаты, и на съемки следующего сериала режиссер пригласит того, кто умеет обходиться одним дублем, а не сотней. Часто бывает такой вариант, что снимается десятая серия, а первая уже в эфире — значит, надо поторопиться.

По теме

Театр "Королевский жираф": секрет необъяснимой силы воздействия
В Русском театре кукол работают над "Маленьким Муком"
Легендарный питерский театр побывал на гастролях в Таллинне
Теги:
актерская карьера, роли, театр, Московский драматический театр "Сопричастность", Высшее театральное училище имени Щепкина, Петр Штейн, Александр Батрак, Хаапсалу, Москва, Россия, Эстония
Загрузка...

Главные темы