Прямой эфир
  • USD1.1645
  • RUB89.8713
Общество
Получить короткую ссылку
1936130

Водитель таллиннских городских автобусов с десятилетним стажем Наталья Леонтьева рассказала, с какими трудностями ей приходится сталкиваться на столичных дорогах и как она справляется со стрессом во время работы.

ТАЛЛИНН, 15 июл — Sputnik, Илона Устинова. Наталья Леонтьева вот уже десять лет развозит пассажиров по городу согласно расписанию. Что именно ее привлекает в этой профессии, каким образом приходится выкручиваться из сложных ситуаций на дорогах, почему общественный транспорт опаздывает и что самое необычное забывали на сиденьях автобусов, рассказала она в интервью Sputnik Эстония.

- С чего начинается ваш рабочий день?

— Лично я работаю всё время во вторую смену, поэтому утром стараюсь подольше поспать и потом приготовить что-нибудь вкусное. Когда-то у меня были утренние смены, но поскольку я "сова", было достаточно тяжело вставать до рассвета. Хотя многим, наоборот, очень нравится работать именно в первую смену.

Водитель автобуса Наталья Леонтьева
© Sputnik / Илона Устинова
Водитель автобуса Наталья Леонтьева

- А кем вы мечтали быть в детстве?

— Парикмахером. И даже выучилась на него, получила четыре диплома.

- Как же так получилось, что теперь вы работаете водителем автобуса?

— В советское время мой папа занимался ремонтом автобусов. Я тогда была подростком и восхищалась его работой, мне всегда очень нравились большие машины. Когда несколько лет назад в очередной раз объявили набор желающих на должность водителя, я решила подать заявку. К тому же автопарк предлагал бесплатные курсы и стабильную зарплату.

Водитель паровозика в Старом городе: разгоняюсь до 20-ти>>

- Во время учебы наблюдали, как работают другие водители?

— Когда начала проходить курсы, то училась во время обычных поездок в качестве пассажира тоже. Старалась стоять рядом с водителем и внимательно смотрела, как он подъезжает к бордюрам, какой радиус берет на поворотах, как следит за движением по зеркалам.

- Какими были ваши ощущения от новой работы?

— Сначала было довольно страшно, случались и аварии, но потом втянулась и теперь чувствую себя очень хорошо и уверенно за рулем такой большой машины.

- В вашем автопарке много женщин-водителей?

— За последние несколько лет к нам пришло очень много женщин. Их привлекает стабильная зарплата, и она всё же побольше, чем в магазине.

- Как относятся к девушкам-водителям автобусов ваши коллеги мужчины?

— Кто-то нормально относится, кто-то скептически. Особенно в мастерской любят посмотреть свысока.

- Насколько сильным должен быть характер, чтобы работать водителем общественного транспорта?

— Надо, конечно, иметь железный стержень. Особенно в первый год работы нервы сильно сдавали. Часто даже возникало желание на всё плюнуть и подать заявление об увольнении. Движение на дорогах сумасшедшее, легковые автомобили не соблюдают правила, водители грозят кулаками. Пассажиры иногда тоже не желают вникать в ситуацию, начинают кричать, оскорблять. У нас многие уже через полгода уходят в другие фирмы.

- Как вы оцениваете культуру вождения у нас в городе?

— Наблюдаю сильное неуважение к общественному транспорту. Водители легковых автомобилей совершенно не задумываются о том, что в автобусе могут быть дети, которые стоят практически в подвешенном состоянии, уткнувшись в телефоны, или бабули, которые держатся не за поручни, а за свои сумки. С опытом я поняла, что лучше таких водителей пропускать, даже если главная дорога и преимущество у меня.

То ли автобус, то ли метро: в Ласнамяэ могут пустить метробус>>

- Когда сложнее ездить — в час пик или во время ремонта дорог и перекрытых из-за этого улиц?

— Всегда по-разному. Бывает, когда стоишь в пробке, всё проходит намного спокойнее, чем на свободной дороге. Между часами пик чаще случаются какие-то проблемы, например аварии, и приходится их объезжать.

- По какому графику вы обычно работаете и сколько длится рабочий день?

— Всё зависит от линии. Смены разные по времени, есть по 7, по 8, по 9 часов. Зависит от того, на какую линию попадешь.

- Сколько по времени отдых между кругами?

— Примерно 10-15 минут и 30-40 минут отводится на обед. Водитель может отдохнуть, выпить кофе, привести себя в порядок. Если смена длинная, то большой перерыв может длиться 2-3 часа.

- Поскольку вы каждый раз на разной линии, бывает так, что путаете маршрут?

— Да, такое тоже бывало. Иногда так случается, что в течение одного дня приходится на один круг подменить водителей на двух разных линиях, если у них, например, сломался автобус. И вот сначала едешь, допустим, по 18-му маршруту автобуса, через какое-то время пересаживаешься на 15-й, но не успеваешь сразу переключиться, поэтому можешь повернуть не туда. Или когда два дня подряд работаешь на одной линии, потом пересаживаешься на другую, автоматически маршрут в голове остается от предыдущих дней. Но спохватываешься, конечно, вовремя. Однажды ко мне подошла пассажирка и сказала: понабрали блондинок. А мы же все люди, не роботы.

- Если из-за пробок приходится отставать от графика, вы переживаете из-за этого?

— Тут уж ничего не поделаешь. Конечно, приходится выслушивать претензии от пассажиров, но ничего не остается, как просто улыбаться в ответ, стараюсь воздерживаться от грубостей. Больше всего удивляют те люди, которые ждут общественный транспорт в центре города, прекрасно видят, что на дороге затор, перекрёстки забиты машинами, и всё равно возмущаются. Но водитель-то здесь ни при чем. В часы пик надо просто выходить из дома пораньше.

Водитель автобуса Наталья Леонтьева
© Sputnik / Илона Устинова
Водитель автобуса Наталья Леонтьева

- Можете вы припомнить одну из самых трудных ситуаций, которая случалась с вами на работе.

— Однажды полиция перекрыла движение на одном из перекрестков из-за сбитого насмерть пешехода. Еще не доехав до остановки, я уже увидела, что происходит с движением в сторону города. Тогда я предупредила своего диспетчера, что отклонюсь от маршрута и начала поворачивать на дорогу, которая предназначена только для легковушек. Мне достался технически сложный автобус, с трудом можно было повернуть на узкую улицу. Но тут пассажиры стали мне помогать и подсказывать, чтобы я смогла аккуратно совершить маневр. Они меня поблагодарили, а вот одна из женщин, которая зашла на следующей остановке начала сильно возмущаться из-за моего опоздания. К ней подошел молодой человек и объяснил, что к чему. Так что автобус может опаздывать не только из-за пробок, но из-за экстренных случаев на дороге тоже.

- Как вы избавляетесь от негатива в течение рабочего дня?

— К сожалению, пассажиры не понимают, что, выплеснув на водителя свои отрицательные эмоции, они тут же о них забывают, а водителю с этим дальше работать. В такие моменты, когда доезжаю до автопарка, сразу звоню своим дочкам, узнаю, как у них дела, говорю, что люблю их. Когда в ответ слышу приятные слова от любимых людей, сразу и настроение поднимается.

- Приходилось плакать из-за пассажиров или каких-то сложностей?

— Первые годы эмоционально самые сложные. Много плакала в то время. Нервы не выдерживали, хотелось уволиться, была даже серьезная авария, в которой мне никто не помог, кроме юриста. Но бывают и очень хорошие моменты, можно даже в анекдоты записывать.

- Например?

— Однажды старшая дочка заплела мне две косички. И вот я работаю счастливая, подъезжаю к остановке. В первую дверь по ступенькам заходит дедушка, мы улыбаемся друг другу. Он спрашивает: доченька, кто же тебя за руль посадил? Я ему ответила: папа кофе пьет, поэтому скорее заходите, поедем кататься. Этот дедушка, конечно, был в шоке, но я объяснила, что пошутила. А еще одна женщина пыталась сватать мне своего сына.

- Как ваши дети относятся к вашей работе?

— Им нравится. Особенно младшей дочке. Дети гордятся, что у мамы такая профессия.

Водитель автобуса Наталья Леонтьева
© Фото : из личного архива Натальи Леонтьевой
Водитель автобуса Наталья Леонтьева

- Когда начинается самая ранняя смена и как вы добираетесь до рабочего места?

— Всё зависит от линии, некоторые — даже в начале пятого утра. Нам предоставляется утренняя и ночная развозка.

- Есть ли у вас любимый маршрут?

— Любимых нет. Но мне нравится, когда маршруты меняются. Тяжеловато два дня подряд работать на одной и той же линии.

- Как приходится реагировать, когда попадаются пьяные или неадекватные пассажиры?

— В сложных ситуациях звоню в полицию, сообщаю свой маршрут и продолжаю движение, пока не увижу патруль на одной из остановок. Однако обычно выпившие пассажиры не особо сильно доставляют дискомфорт, некоторые пытаются познакомиться, говорят комплименты.

Непристегнутый ремень в автобусе может обернуться штрафом>>

- По праздникам пассажиры часто поздравляют?

— Довольно редко, зависит от настроения людей. У нас есть один дедушка, который очень любит угощать конфетами водителей, причем и женщин, и мужчин.

- Насколько важно в вашем деле хорошо владеть иностранными языками?

— Чем больше языков знаешь, тем, разумеется, лучше. Но, как правило, общение с пассажирами происходит крайне редко, исключительно на разговорном уровне и на определенную тему. Однажды одна пассажирка даже подарила мне шоколадку, потому что ей было приятно видеть, как я общаюсь с туристами.

- Что самое необычное пассажиры забывали в автобусе?

— Стандартно забывают перчатки и зонтики. А вот самой необычной "потеряшкой" оказался кот в переноске. Но он потом благополучно нашел своего хозяина. Еще один раз оставили кролика в клетке, к нему прилагалась записка с просьбой забрать его в добрые руки.

- Вам нравится ваша работа, не собираетесь попробовать себя в другой сфере?

— Меня здесь всё устраивает, поэтому пока что не рассматриваю другие варианты.

В училищах Эстонии наиболее популярна профессия парикмахера>>

- Чем вы занимаетесь в свободные дни?

— Чтобы не забывать навыки парикмахера, у меня есть несколько постоянных клиентов, так что иногда занимаюсь ими. А в основном стараюсь как можно больше времени проводить со своими дочками.

По теме

Бесплатный городской транспорт Таллинна отмечает первый юбилей
Таллинн среди лидеров Европы по гибридному городскому транспорту
Рынок диктует: в Ида-Вирумаа активно осваивают рабочие профессии
Сафонов рассказал, какие профессии останутся людям в будущем
Теги:
городской транспорт, водитель, пассажиры, профессия, автобус, Наталья Леонтьева, Таллинн
Загрузка...

Главные темы