18:47 20 Июня 2019
Прямой эфир
  • USD1.1307
  • RUB71.4393
Морской форум Защитники судов и пираты

Судовой охранник: в море надо молиться и выбирать хороший маршрут

© Sputnik / Вадим Анцупов
Общество
Получить короткую ссылку
28780

Эстонские судовые охранники, вернувшись из индийской тюрьмы, рассказали о современных пиратах, способах защиты судов от их нападений и работе судовой охраны.

ТАЛЛИНН, 28 апр — Sputnik, Светлана Бурцева. На Морском Форуме, посвященном теме современного пиратства и защите судов от их набегов, собравшиеся в Лётной гавани гости Морского музея смогли пообщаться с настоящими судовыми охранниками. За долгие годы работы в море они накопили богатый опыт и незабываемые впечатления от встречи с современными, так не похожими на героев книжек, пиратами. Живой, эмоциональный рассказ судовых охранников был богато проиллюстрирован красочными слайдами и видео.

Игорь Блинков и Райго Кустманн, члены команды эстонских судовых охранников, вернувшихся в декабре 2017 года из Индии, где вынуждены были провести в заключении четыре года, начали работать судовыми охранниками еще в 2011 году и за плечами у них уже более сорока рейсов.

Десять лет назад СМИ всех континентов сообщали об участившихся набегах пиратов на грузовые суда и прогулочные яхты, и спрос на услуги судовых охранников возрос многократно. Большинство судовых компаний готовы были оплачивать дополнительную охрану на борту даже несмотря на то, что караваны судов сопровождали военные корабли.

Черноморский флот защитит суда России от госпиратства Украины>>

Наиболее опасной зоной на земле, по словам охранников, был и остается Аденский залив. "В этом месте жизнь в море кипит, идет торговля, проходят в самых разных направлениях транзиты. В портах рядом с большими кораблями мелькают суденышки жителей Кении, Занзибара, Сомали. Среди них есть нейтральные мирные рыболовы", — описал картину Игорь Блинков и добавил, что когда вокруг грузового корабля туда-сюда сотнями снуют лодки, лодочки, баркасики, а Баб-Эль-Мандебский пролив заставляет суда двигаться буквально корма в корму, нервы напрягаются даже у опытных капитанов.

Военный флот в помощь

Суда, во избежании нападений, собираются в караваны, которые сопровождаются военными кораблями. Обычно самые тихоходные корабли идут впереди, а те, что способны двигаться быстрее, идут в конце конвоя. Военный корабль с вертолетами на палубе располагается в 10 милях перед конвоем. Подразумевается, что при наличии военных кораблей никаких эксцессов быть не должно.

Сомалийские пираты
© REUTERS / Feisal Omar
Сомалийские пираты

И все-таки у пиратов есть преимущество перед судами, военными кораблями и вертолетами — их мобильность. Пираты не используют большие корабли, не стремятся уничтожить экипаж захваченного судна. Современное пиратство, в большинстве случаев, это своеобразный бизнес.

Пиратов теперь редко интересуют груз и корабль, которые, как правило, застрахованы, а значит, судовладелец и собственник груза в крайнем случае могут отказаться от возврата себе имущества. А вот за людей можно попросить денег. Размер выкупа за экипаж корабля, по словам Блинкова, может начинаться с 10 миллионов долларов. Выкуп пираты всегда требуют и получают наличными деньгами, которые им доставляют в непромокаемых пакетах и часто скидывают прямо с вертолета.

Cудовой охранник Игорь Блинков
© Sputnik / Вадим Анцупов
Cудовой охранник Игорь Блинков

Пираты Индийского океана

Больше всего среди них сомалийцев. Судовые охранники на глаз умеют различить жителей африканских стран, Индонезии, Филиппин — это помогает при встрече в море.

Пираты, по словам Блинкова, используют небольшие пластиковые лодки — скифы — длиной до десяти метров, как у рыбаков, но оснащенные качественными мощными двигателями. А простыми визуальными приметами того, что люди в лодке имеют нехорошие намерения, служат наличие в лодке оружия, среди которого часто можно встретить ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, а также ручного трапа с крюком — легкой лестницы, которая позволяет забраться на борт корабля.

Иногда оружия не видно — его подвешивают за борт, и тогда нельзя утверждать, что это не рыбаки или простые контрабандисты. И только огромная по меркам моря скорость — до 25 узлов в час — и следование в опасном приближении к судну говорят о том, что пассажиры в лодке не просто безобидные рыбаки.

"Тягаться с такой лодкой большому груженому кораблю невозможно, потому что это очень мощная скоростная лодка", — пояснил судовой охранник. Скифы — это мобильная часть пиратского бизнеса. Тактическая группа пиратов базируется на так называемом mother ship (материнский корабль — Ред.), где есть запас топлива, продовольствия, большое количество людей.

"Пираты — дети Африки, всю жизнь живущие на море, и вода для них — родная стихия. Они всегда работают босиком", — сказал Блинков и пояснил, что этот факт натолкнул на одну из мер противостояния пиратам — во время прохода опасных зон узкие места на кораблях часто засыпают битым стеклом.

Индия ищет свой танкер, исчезнувший у берегов Африки>>

Военные, если успеют нагнать пиратский скиф, могут проверить в нем наличие оружия. Но пираты часто выкидывают оружие за борт, и предъявить им нечего. А купить новый автомат Калашникова китайского производства в Аденском заливе, по словам Блинкова, не составляет проблем. "Военные держат регион под контролем. Но надо понимать, что это Индийский океан — абсолютно все контролировать они просто не могут", — сказал судовой охранник.

Каждый корабль может обеспечивать себе дополнительную защиту

Для создания водной завесы от пиратов по периметру обмотанного колючей проволокой корабля располагают брансбойты, подключенные к насосу, который подает воду под большим давлением.

Также вдоль борта, под 90 градусов к его кромке, устанавливают металлические трубы, на концах которых крепят опущенную в воду капроновую веревку. "Гребной винт на скифе может намотаться на веревку, и лодка заглохнет. Превентивная мера, но иногда она тоже работает", — объяснил Блинков.

На палубе устанавливают манекены в камуфляже с имитацией оружия, чтобы подать сигнал пиратам, что судно идет под охраной. Но это малоэффективно, признался Блинков, потому что пираты наблюдают за поведением людей на борту и выбирают тех, кто блефует или менее защищен.

Если намерение пиратов не ослабевает, капитан использует движение галсами, то есть бросает корабль то вправо, то влево, чтобы поднять волну и помешать скифу приблизиться к кораблю.

Если же пираты решились стрелять по кораблю из гранатомета, сопротивляться почти бесполезно. Тогда в ход идет крайняя мера — экипаж закрывается в цитадели. Цитадель, пояснил судовой охранник, представляет собой специальное место, которое обязательно должно быть на каждом торговом корабле, и в котором можно укрыться от пиратов. Как правило, судовая охрана в этом случае также уходит в цитадель.

Морские пехотинцы ВМС Тихоокеанского флота во время учебного освобождения судна, захваченного пиратами
© Sputnik / Виталий Аньков
Морские пехотинцы ВМС Тихоокеанского флота во время учебного освобождения судна, захваченного "пиратами"

По людям стрелять нельзя

Одна из их обязанностей судовых охранников заключается в подготовке экипажа к различного рода неприятностям, которые могут возникнуть во время рейса. Экипаж должен показать пиратам, что у них нет страха, и на борту есть профессиональная охрана.

"Пираты, как правило, реагируют дружелюбно. Это не война. Но если до них не доходит, охрана показывает оружие. В крайнем случае, можно стрелять по курсу лодки", — пояснил Игорь Блинков.

"Задача охраны не убивать, ни в коем случае не калечить, но не дать пиратам высадиться на борт. Убийство в Индийском океане местного жителя — это огромная проблема, независимо от того, почему это произошло. Никакие законы не защитят",— сказал Игорь Блинков.

Когда в Африке погибает местный житель в столкновении с иностранцами, за этим следуют скандал и такие, например, объяснения: "Мы хотели воды попросить, а в нас стреляют. Оружия у нас нет (оружие выброшено за борт — Ред.), давайте 15 миллионов долларов, и мы не подаем на вас в суд. Вы убили нашего человека!"

"Это был лучший рыбак. Он знал, где ловить рыбу, у него были ключи от гаража с лодками. А вы убили его! Мы не знаем, как жить дальше. Давайте деньги!"

"Некому управлять быками! Отец теперь калека, и семья умрет с голоду. Заплатите нам денег!"

Даже находящегося на борту корабля пирата лучше не трогать, потому что доказать в суде, что он пират, будет затруднительно. Оказывается, существует проблема "зайцев" из Африки, которые забираются в порту на судно, прячутся где-нибудь и таким образом перемещаются в Европу.

В каждом порту экипаж перед выходом проводит тщательную проверку всех помещений на судне, но периодически "зайцы" попадаются. "И всегда найдется человечек, который знает про "зайца" все и где тот должен находиться в данный момент. Одним словом, нельзя ничего решить выстрелом и доказать что-то в суде. Это человеческий фактор", — сказал Блинков.

Кроме того, экипаж и охрана судна — это граждане разных стран. Судно также идет под своим флагом. В итоге, по словам Игоря Блинкова, совместить законы всех стран в одном деле очень сложно.

Они возвращаются: эксклюзивное интервью с женой судового охранника>>

В последнее время пиратских атак стало меньше. В судовой охране все больше используют индусов, которые готовы работать даже за еду. Специалисты они слабые, считает Игорь Блинков, но видимость охраны на корабле создают. Однако, судовые охранники уверены, что пиратское затишье однажды может закончиться.

"Я думаю, должно вырасти еще одно поколение, которое войдет в жизнь нищим и возжелает заработать денег, и воды залива опять будут кишеть пиратскими лодками", — пояснил Блинков. Тем более, что в Сомали по-прежнему действует четыре правительства, и всем нужны деньги.

Cудовой охранник Игорь Блинков и судовой охранник Райго Кустманн
© Sputnik / Вадим Анцупов
Cудовой охранник Игорь Блинков и судовой охранник Райго Кустманн

На вопрос, как обеспечить себе безопасное путешествие по морю на собственной яхте, судовые охранники ответили: "Молиться, знать законы и выбирать хороший маршрут, который даст возможность насладиться морем, а не провести время в плену". И посоветовали не путешествовать без надежной охраны к берегам Индонезии и Филиппин — там обстановка еще более беспокойная, чем сегодня в колыбели пиратов, Аденском заливе.

Встреча с судовыми охранниками настолько захватила внимание присутствующих, что наступил поздний вечер, а Игорь Блинков и Райго Кустманн еще отвечали на вопросы, в том числе об Индии и ее жителях, индийском быте и индийской тюрьме, о романтике и трудностях работы в море.

А художник Морского музея Роман Маткевич и модератор Морского Форума Валло Кельмсаар отметили, что намеренно не торопили собравшихся, чтобы дать "ребятам выговориться, а гостям музея получить информацию из первых уст".

Xудожник Морского музея Роман Маткевич
© Sputnik / Вадим Анцупов
Xудожник Морского музея Роман Маткевич

Справка

В Аденском заливе испокон веков и по сей день проходит второй в мире по загруженности морской торговый путь, где ежегодно бывает до 23 тысяч судов, включая большое количество газовых и нефтяных танкеров. Считается, что это самый удобный морской путь из Персидского залива в Европу через Красное море, Суэцкий канал и Средиземное море.

Баб-эль-Мандебский пролив, расположенный между Аравийским полуостровом и северо-восточным берегом Африки, соединяет Красное и Аравийское моря Индийского океана. Этот стратегически важный путь из Европы в страны Восточной и Южной Азии и Австралию проходит через страны Восточной Африки — Эфиопию, Сомали, Кению, Йемен, Джибути — территории нескончаемых войн за контроль над грузопотоками в проливе.

Восточное побережье Африки
Восточное побережье Африки

По теме

Эстония оплатит расходы на судовых охранников в Индии
Охранники Seaman Guard Ohio оправданы благодаря куску бумаги
Теги:
опасность, выкуп, защита, пираты, судовые охранники, Морской форум, Морской музей Эстонии, Валло Кельмсаар, Райго Кустманн, Игорь Блинков, Роман Маткевич, Баб-Эль-Мандебский пролив, мир, Аденский залив, Кения, Сомали, Африка, Индия, Таллинн, Эстония
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik