Прямой эфир
  • USD1.1670
  • RUB91.8152
Общество
Получить короткую ссылку
Они вступили в смертельную схватку с фашизмом (26)
32261

Владимир Зайцев, ветеран Великой Отечественной войны, рассказал Sputnik Эстония о своем боевом пути в качестве летчика

ТАЛЛИНН, 5 мая — Sputnik, Денис Пастухов. Полковник Владимир Иванович Зайцев надел по случаю встречи все свои награды и пребывал в бодром расположении духа.

"Родился я в 1925 году в городе Наро-Фоминске Московской области. Отец был военнослужащий, уехали в Саратовскую область, и там, в зависимости от места его службы, я переезжал в различные города. Потом был в Таганроге, в летном училище, окончил его, проработал год инструктором и попал в 1943 году в ВВС Северного флота вторым пилотом на летающую лодку американского производства "Каталина". Полетам на подобных аппаратах, у которых своя специфика, меня обучили незадолго до этого на пермской реке Каме", — рассказывает Владимир Иванович.

Зайцев Владимир Иванович (слева), 1944 год
© Фото : из личного архива
Зайцев Владимир Иванович (слева), 1944 год

Основными задачами базировавшегося в 17 километрах от Мурманска экипажа этого гидросамолета были разведка и оказание помощи людям с подбитых немцами судов. Владимир, имевший первый разряд по плаванию, участвовал непосредственно в спасении утопающих. Медаль "За боевые заслуги", которую Зайцев получил, когда удалось спасти двадцать человек, он считает одной из самых ценных своих наград.

День Победы встретил в Москве

Через полгода Зайцев снова вернулся в Таганрог, где был сформирован специальный штурмовой авиаполк, который участвовал в борьбе против немецких танковых заслонов, охранявших румынский порт Плоешти — основной для фашистов на тот момент источник нефти. Там были колоссальные бои, а танки "Тигр" непросто было вывести из строя, надо было попасть точно в отверстие для поступления топлива. И в одном из вылетов Зайцеву удалось сбить на своем "Ил-2" немецкий "Мессершмитт-109". 

"С перепугу получилось",  — с улыбкой вспоминает Владимир Иванович.

"А День Победы, 9 Мая, я встретил в Москве, как раз мне дали отпуск. Что там творилось! Ни пройти, ни проехать, народ ликует, бочки с вином открыты. Да и я был тогда молодым, ликовал вместе со всеми", — рассказывает Зайцев.

От одного конфликта к другому

Продолживший военную службу и после ВОВ Владимир Зайцев научился летать на истребителях, в 1950 году был направлен в Таллинн, затем служил на финской базе Порккала-Удд и участвовал в Корейской войне.

"В то время не принято было говорить об этом событии, замалчивалось. Ким Ир Сен с помощью китайцев решил захватить весь Корейский полуостров, и меньше чем за неделю был взят Сеул. Под прикрытием ООН в войну вмешалась и Америка. Была недавно нашим союзником, стала врагом",  — комментирует ветеран.

Зайцев Владимир Иванович
© Фото : из личного архива
Зайцев Владимир Иванович (справа) с сослуживцем

По его словам, в боевых действиях в Корее на стороне противников участвовали тяжелые бомбардировщики Boeing B-29, которые в конце ВОВ снесли пол-Германии, например, Дрезден, а охраняли их истребители "Сейбр". С советской же стороны летной силой были МиГ-15 — началась эпоха реактивных самолетов.

"Уничтожить эти бомбардировщики и было нашей целью. Мы как-то сбили четыре "Б-29", а перед нами пришла, помню, группа под управлением Кожедуба, выдающегося летчика, и эта группа сбила аж двенадцать "Б-29" в одном бою — 120 американских парашютистов парили в небе, ведь в экипаже американского бомбардировщика было 10-11 человек", — добавил Владимир Зайцев.

По его словам, большинство американских самолетов были оборудованы орудиями крупного калибра с дальностью стрельбы на пятьсот метров, поэтому с расстояния в шестьсот метров их можно было "спокойно расстреливать, как куропаток".

Жизнь после войны

"Позднее американцы модифицировали свою авиационную технику, тогда пришлось тяжело, а до этого силы были неравные", — говорит Владимир Иванович. Так как у русских летчиков не было антиперегрузочных костюмов, то здоровье, после полетов на огромных скоростях, было подорвано и с карьерой военного пришлось закончить.

2-я эскадрилья 18-го ИАП на отдыхе, май 1945 года, Таллинн
© Фото : из личного архива
2-я эскадрилья 18-го ИАП на отдыхе, май 1945 года, Таллинн

После Кореи Владимир Иванович вернулся в столицу ЭССР, закончил институт, работал на БСРЗ и заводе "Двигатель". Самой большой личной трагедией войны Владимир Иванович считает гибель попавших в начале ВОВ в народное ополчение и сгинувших в Вяземском "котле" двух своих дядей.

"К слетам же ветеранов, которые были по ту сторону, стреляли по нам, отношусь отрицательно. Был ведь Нюрнбергский процесс, который расставил все точки над i. Более того, в эти акции в нынешнее время вовлекают и молодежь, что, на мой взгляд, самое страшное", — заключил Зайцев.

Тема:
Они вступили в смертельную схватку с фашизмом (26)

По теме

Есаков: ветеранам из разных стран важно поддерживать связь
Видеомост Sputnik собрал вместе ветеранов из разных стран
Ветеран Карл Раммус: война мне не снится
Ветеран Настенко Елена Степановна: я не боялась смерти
Теги:
ветераны, 9 мая, День Победы, Великая Отечественная война, Эстония
Загрузка...

Главные темы