ТАЛЛИНН, 15 мар — Sputnik. Об этом свидетельствуют результаты нового исследования ситуации с защитой прав потребителей, проведенного Институтом конъюнктуры Эстонии.
Так, лишь каждый шестой потребитель, у которого возникла проблема, обратился к торговцу с претензией. Из них достигнутыми в ходе переговоров с продавцом решениями остались довольны более половины респондентов.
При этом лишь 17% респондентов сталкивались за последний год с нарушением своих прав при приобретении товара или услуги. В большинстве таких случаев проблемы возникали во время покупки самых обычных повседневных вещей — например, при приобретении продовольственных товаров, одежды и обуви. Самыми "проблемными" услугами были названы коммунальные и услуги связи. Каждый шестой потребитель отметил, что сталкивался с проблемой разницы цен на ценнике и в кассе.Что касается предоставляемой продавцом предпродажной информации о товаре или услуге, то большинство респондентов сочли ее достаточной. Тем не менее некоторые участники опроса отметили проблемы с описанием некоторых товаров: например, информация не была представлена на эстонском языке или была написана таким мелким шрифтом, что ее невозможно прочитать.
Потребителей призывают отстаивать свои права
Участники опроса также отметили улучшение ситуации в плане информированности продавцов о правах потребителей. По словам генерального директора эстонского Департамента защиты прав потребителя Андреса Соонисте, важно, чтобы оба участника сделки были в курсе своих прав и обязанностей.
"Только так рынок может действовать эффективно", — цитирует его слова пресс-служба ведомства.
Комментируя результаты исследования, Соонисте призвал потребителей быть более активными в отстаивании своих прав. "Исследование показывает, что потребители, которые обратились к торговцу, как правило, нашли решение своих проблем", — подчеркнул Соонисте.
Если же стороны не смогли решить проблему с товаром или услугой в ходе переговоров, то, согласно данным исследования, следующим шагом покупателя было обращение в Департамент защиты прав потребителя. Согласно статистике департамента, чаще всего недовольные клиенты обращаются к ним по телефону, совершая в год около 25 000 звонков.
Целью исследования, проведенного эстонским Институтом конъюнктуры, было дать обзор потребительских убеждений и поведения жителей Эстонии в ситуациях, когда нарушались их права как потребителей. В рамках исследования был опрошен 1121 житель Эстонии в возрасте 18-74 лет.