02:07 12 Декабря 2019
Прямой эфир
  • USD1.1075
  • RUB70.3925
Армейские грузовики в ЕС

Евросоюз наращивает количество оборонных программ

© Sputnik / Ирина Калашникова
Политика
Получить короткую ссылку
Единая армия ЕС: утопия или неизбежность (49)
15930

Эстония не стала расширять свое участие в военных программах Евросоюза, не подписавшись 12 ноября на Совете альянса ни под одним из новых оборонных проектов.

ТАЛЛИНН, 12 ноя — Sputnik, Алексей Тоом. Европейский союз расширяет количество военных программ, но ничего не говорит об увеличении объемов финансирования своих оборонных проектов. Размеры Европейского оборонного фонда (EDF) пока ограничены 13 миллиардами евро, но Брюссель намерен наращивать оборонные затраты за счет самих союзных государств. Эстония участвует лишь в трех из 47 утвержденных программ, включая самую дорогую из них.

Совет министров обороны стран Евросоюза 12 ноября утвердил список 13 дополнительных оборонных проектов в рамках Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), доведя их общее количество до 47, сообщает пресс-служба Совета. Таким образом, общеевропейские военные программы, начавшись в 2018 года со скромного списка из 17 пунктов, всего за год подросли в числе почти в три раза.

Пять из 13 новых программ подразумевают подготовку и тренинг офицеров разных военных специальностей, включая радиационную защиту и защиту от других видов оружия массового поражения. А остальные нацелены на "усиление совместных действий" и "развитие возможностей проведения военных операций на море, в воздухе и в космосе".

Планируется профинансировать международные проекты создания, например, патрульного корвета, машин типа боевой амфибии морской пехоты, ракетных систем средней дальности, артиллерийских гаубичных систем, ударного вертолета TIGER Mark III, авиадронов, систем противоракетной обороны и многого другого.

Страны Балтии ведут себя по-военному аскетично

Эстония, в прошлом подписавшаяся на участие в трех программах, от новых обязательств перед PESCO, насколько было известно на момент подготовки этого материала, уклонилась. Пресс-служба Министерства обороны Эстонии, глава которого, министр Юри Луйк участвовал во встрече в Брюсселе 12 ноября, ничего об этом событии не сообщала.

Как рассказывал Sputnik, Таллинн решил включиться в проекты разработки "Интегрированных сухопутных робототехнических комплексов" (UGS) (за что был обвинен европейской научной интеллигенцией в создании "роботов-убийц"), создания "Команды быстрого кибернетического реагирования" и модернизации транспортной инфраструктуры под нужды военных (программа "Военная мобильность").

Латвия также включена по-прежнему лишь в две программы, Литва - в три. Скромное присутствие стран Балтии в военных инициативах Евросоюза объясняется, вероятнее всего, недостатком средств и неуверенностью в одобрительном отношении к нему "главного гаранта безопасности", США.

При условии участия "гаранта безопасности"

Соединенные Штаты к оборонным инициативам европейцев относятся, как рассказывал Sputnik, критически, полагая, что они имеют конечной целью подрыв монопольного права США и НАТО на обеспечение безопасности Европы. Но против получения военных подрядов Вашингтон ничего не имеет.

Однако PESCO изначально задумывалось как комплекс независимых от трансатлантического партнера оборонных программ, то есть участие подрядчиков из третьих стран не подразумевалось, что, естественно, вызвало крайнее неудовольствие в Вашингтоне. И, соответственно, усиленное давление со стороны наиболее проамерикански настроенных правительств стран ЕС на Брюссель с целью "устранить несправедливость" по отношению к американскому военно-промышленному комплексу.

Расширение количества и масштабов программ PESCO обусловлено, вероятнее всего, тем, что к военным подрядам в будущем будут допущены компании из не состоящих в Евросоюзе государств, то есть из США и (в перспективе, после Brexit) Великобритании, но ни в коем случае не из России или Китая. Формулировки, которые гарантируют союзу именно такой результат изменений в "уставе" Европейского оборонного фонда, стали предметом долгих и сложных дискуссий.

Следует думать, что на Совете 12 ноября обсуждался компромиссный вариант решения проблемы, подготовленный председательствующей сейчас в Евросоюзе Финляндией, как утверждал информированный брюссельский новостной портал Euractiv.

Финские военные
Финские военные

Финский вариант предположительно содержит фразы насчет возможности участия военных подрядчиков третьих стран, "разделяющих ценности, на которых основан ЕС", при условии, что такое участие добавляет "существенную ценность" и "не ведет к возникновению зависимости".

Модернизация дорог стоит дороже танка и истребителя

Одна из трех общеевропейских программ, к которым присоединилась в том числе и Эстония, уже упомянутая "Военная мобильность", может поглотить больше средств фонда EDF, чем разработка, скажем, нового истребителя или танка, плавающей десантной бронемашины и иной военной техники.

Речь идет о модернизации существующей транспортной инфраструктуры Европы под нужды военных, которым хочется иметь возможность быстро передислоцировать на большие расстояния значительные массы личного состава и, главное, тяжелой военной техники.

Программа "Военная мобильность" (которую многие не без оснований считают скорее натовской, чем европейской) оценивается в 13 миллиардов евро, но Европейский оборонный фонд готов выделить на нее лишь около половины суммы. Поскольку этого будет недостаточно, чтобы подготовить европейскую транспортную инфраструктуру к передвижению тяжелой и габаритной военной техники, остальное должны будут инвестировать сами страны-участницы программы.

Мосты, дороги и виадуки необходимо укрепить, тоннели расширить, подготовить морские порты и аэродромы.

Как пояснял военный эксперт Sputnik Эстония, высший офицер-аналитик военной разведки в отставке Виллем Роода, применительно к Эстонии, мосты, например, должны выдерживать вес нескольких, до четырех штук, наиболее тяжелых в системе вооружений НАТО единиц бронетехники, то есть американских танков Abrams. Гражданские аэродромы в Таллинне и Пярну должны быть способны принимать военные самолеты, что подразумевает расходы на их частичную модернизацию.

Военные расходы будут неизбежно нарастать

Ранее Евросоюз уже давал понять "заинтересованной публике", что задуманные военные расходы совершенно недостаточны для создания полноценной европейской системы обороны. Очевидно, что заявленные 13 миллиардов станут лишь своеобразным первым вкладом в формирование общеевропейского военно-промышленного комплекса.

Евросоюз собирается потратить на оборону в общей сложности, включая средства Европейского оборонного фонда, 22,5 миллиарда евро в течение следующих семи лет, что почти в 10 раз больше, чем было инвестировано в прежнем финансовом периоде, но чего совершенно недостаточно, чтобы реализовать все заявленные Брюсселем военные программы.

"Задачи обороны подразумевают создание реальных военных возможностей с ясным потенциалом сдерживания потенциальных угроз, — писал, давая официальную аудиторскую оценку оборонной программе Евросоюза бывший премьер Эстонии Юхан Партс, занявший место нынешнего президента Эстонии Керсти Кальюлайд в Европейском суде аудиторов. — Отсутствие критических факторов успеха и четко обозначенных задач создает риски того, что оборонные инициативы ЕС будут существовать лишь на бумаге и не принесут никаких реальных результатов".

Юхан Партс
© Riigikogu / Erik Peinar
Юхан Партс

Из чего следует, что оборонные расходы Евросоюза, как то и было изначально задумано, будут стремительно нарастать. Заявленное Брюсселем увеличение количества общеевропейских военных программ убедительно это доказывает. Хотя и нервирует штаб-квартиру НАТО, а также те, преимущественно восточноевропейские страны альянса (включая и Эстонию), которые считают НАТО и Соединенные Штаты главными гарантами их безопасности, а военные инициативы ЕС — потенциальной угрозой этому единству.

Недавнее заявление президента Франции Эммануэля Макрона о "смерти мозга" НАТО, совпавшее по времени с обсуждением новых, дополнительных военных программ Евросоюза, добавило переживаний противникам военной инициативы Евросоюза.

Европейский истребитель — пока за рамками PESCO

Самой дорогостоящей из числа еще не утвержденных Евросоюзом военных программ считается та, что подразумевает разработку истребителя нового поколения.

Но каким именно он будет и, главное, кто его будет создавать, пока не совсем ясно.

Понятно, что в программе конструирования боевой многоцелевой машины шестого поколения (вообще-то она до недавнего времени фигурировала в публикациях как самолет пятого поколения, но, так и не появившись на свет, из "сына" вдруг превратилась во "внука" летающих сейчас истребителей четвертого поколения с переносом даты рождения на 2040 год) могут принять участие лишь страны-"тяжеловесы".

Так, Германия, Франция и Испания работают над Future Air Combat System (FCAS) — заменой устаревшим машинам четвертого поколения Rafale и Eurofighter Typhoon. В мае на Парижском авиашоу заинтересованной публике был продемонстрирован фанерный макет истребителя будущего.

Сам самолет делают французская Dassault Aviation и европейский консорциум Airbus, двигатель для него разрабатывают французская Safran и немецкая MTU Aero Engines. Великобритания, Италия, а также, предположительно, Дания и Нидерланды сплачиваются во второй команде, создавая британский Tempest.

А Швеция вроде бы в одиночестве творит нового "дракона" Saab Gripen E с "возрастной" идентификацией которого пока осторожничает.

Но ходят слухи, что шведы вроде бы присоединяются к британскому проекту, так как потянуть в одиночестве настолько сложную и дорогую машину, которой видится военным истребитель пятого и тем более шестого поколения, в состоянии всего несколько мировых держав. Вероятно, этот фактор стал причиной дискуссии на тему - а не попытаться ли объединить все эти проекты в один общеевропейский, в который и "влить" средства Европейского оборонного фонда.

Ранее испанец Хорхе Домек, глава Европейского оборонного агентства, которое вскоре, как предполагается, будет окончательно преобразовано в новый в структуре Еврокомиссии генеральный департамент обороны, сказал в интервью специализированному изданию Defence News, что Европе придется, вероятнее всего, объединиться, чтобы получить "систему систем".

"Появится ли у Европы новое поколение боевых самолетов в условиях существования нескольких систем? Сомневаюсь", — говорил Домек.

Очевидно, его мнение можно рассматривать как косвенное подтверждение тому, что проект истребителя "какого-нибудь" нового поколения получит финансирование Евросоюза лишь при том условии, что станет действительно общим.

Вам также может быть интересно:

Тема:
Единая армия ЕС: утопия или неизбежность (49)

По теме

Погранохрана Frontex сманивает специалистов из стран Евросоюза
Милитаризм в странах Балтии: неопознанные дроны, шальные снаряды, падающие ракеты
Эстонский евродепутат: армию ЕС могут направить на подавление новых "брекзитов"
Опрос: европейцы не хотят воевать против России за США
Теги:
военные расходы, НАТО, оборона, Евросоюз
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik