Прямой эфир
  • USD1.1634
  • RUB90.4050
Новости
Получить короткую ссылку
Бесплатный общественный транспорт — за и против (17)
295440

Эксперт Делфтского технического университета в Нидерландах провел анализ программы бесплатного общественного транспорта в Таллинне и рассмотрел ряд неожиданных вопросов.

ТАЛЛИНН, 11 окт — Sputnik. С тех пор как Таллинн сделал общественный транспорт в городе бесплатным для постоянных жителей, администрация эстонской столицы, по ее утверждению, смогла получить годовой доход в 20 миллионов евро, пишет газета Guardian.

Издание заинтересовалось вопросом, достигла ли программа предоставления горожанам бесплатных транспортных услуг двух амбициозных целей — снижения автомобильного трафика и экономии средств населения.

В Лондоне месячный проездной стоит около 200 евро, В Копенгагене, городе, который в разы меньше столицы Великобритании, вы заплатите 160 евро. В Париже билет, действующий всего в течение 5 дней, обойдется более чем в 60 евро, приводит данные газета.

Бесплатный общественный транспорт в столице Эстонии был введен в 2013 году, когда кресло мэра занимал Эдгар Сависаар. Предложение Сависаара сделать проезд в Таллинне бесплатным посчитали политическим приемом для повышения популярности градоначальника, реализацию которого бюджет себе не мог позволить. Спустя три года Сависаар был отстранен от исполнения своих обязанностей из-за обвинений в ряде коррупционных преступлений, однако городская администрация по-прежнему остается привержена этому проекту, утверждая, что введение бесплатного общественного транспорта позволяет привлечь в бюджет Таллинна около 20 миллионов евро ежегодно.

Чтобы получить право бесплатного проезда в городском общественном транспорте Таллинна, необходимо быть его постоянным жителем, что означает, что муниципалитет получит часть суммы уплаченного гражданином за год подоходного налога, а именно 1000 евро. Жителям Таллинна необходимо заплатить лишь 2 евро за "зеленую карту", и все их поездки становятся бесплатными. Учитывая, что с момента введения программы в действие в Таллинне было зарегистрировано более 20 тысяч новых жителей, бюджет ежегодно пополняется более чем на 20 миллионов евро благодаря налоговым поступлениям, говорит профессор Делфтского технического университета Одид Кэтс, который более года анализировал программу.

Однако приток новых резидентов в Таллинн повлек за собой негативные последствия для других регионов страны, которые лишились части налоговых поступлений. Поэтому нетрудно понять, почему правительство Эстонии и администрация мэра смотрят на вещи по-разному, заключает эксперт.

Аллан Алакюла, официальный представитель проекта, подтверждает, что его внедрение должно было повысить популярность мэра, однако главными целями он все-таки называет стремление снизить нагрузку на таллиннские дороги и на кошельки местных жителей.

По словам Алакюла, от замысла до воплощения проекта в жизнь прошло около года, в течение которого он сам и его команда искали города, которые могли бы стать моделью для разработки программы бесплатного общественного транспорта в Таллинне. Алакюла сообщил, например, что в городке Хассель в Бельгии общественный транспорт был бесплатным в течение 16 лет, однако местные власти вынуждены были вернуть плату за проезд, когда в городском бюджете стало не хватать средств. Другой пример — город Обань на юго-востоке Франции, возле Марселя. Однако ни один из этих примеров не может сравниться по амбициозности с таллиннским.

Спустя три года организаторов проекта завалили запросами другие города, которые ищут пути уменьшения трафика — от 14-миллионного китайского Чэнду до румынской столицы Бухареста.

Эффект от программы и риски ее сворачивания

Профессор Кэтс, проведя исследование, обнаружил, что после введения программы в действие, число жителей Таллинна, пользующихся общественным транспортом, выросло на 8%, в то же время средняя продолжительность автомобильных поездок выросла на 31%, что, по его словам, означает, что на дорогах Таллинна выросло, а не уменьшилось число машин. Эти изменения Кэтс связывает скорее с переменой в предпочтениях в шопинге и отдыхе, нежели с недостатками самой программы бесплатного общественного транспорта. Однако, по мнению профессора, увеличение стоимости автомобильных поездок, например, путем повышения размера платы за парковку и других сборов, могло бы более эффективно решить проблему трафика.

Кэтс в своем исследовании рассмотрел также вопросы увеличения мобильности незанятых жителей и граждан с низким доходом и пришел к выводу, что доступность бесплатного транспорта не повлияла на ситуацию с трудоустройством и не уменьшила число безработных.

По словам Кэтса, идея общественного транспорта до сих пор критикуется различными политиками, а также гостями столицы, которые вынуждены платить за проезд, в отличие от резидентов Таллинна. Но это не такие уж большие проблемы, отмечает профессор, поскольку в Таллинне общественным транспортом пользуются практически только местные жители, для туристов более предпочтительны частные автобусы, такси и в последнее время Uber.

Среди неблагоприятных факторов для этой программы Кэтс также называет возможное снижение инвестиций в развитие и поддержание городской сети общественного транспорта.  В случае экономического кризиса, расходы на городской транспорт более подвержены риску секвестирования, указывает Кэтс.

Также ограничены и доходы городского бюджета от притока новых резидентов в Таллинн, говорит Кэтс. До реализации программы ежегодно в столице Эстонии регистрировалось около 6000 новых резидентов, сразу после введения бесплатного проезда в общественном транспорте их количество выросло почти до 10 000 человек ежегодно, данные за 2016 года показывают, что это число новых резидентов составляет лишь 3000-4000.

 

Тема:
Бесплатный общественный транспорт — за и против (17)

По теме

Общественный транспорт на английском говорить не будет
Бухарест по примеру Таллинна перейдет на бесплатный общественный транспорт
Транспортники дали работодателям последний шанс
Полиция усилила контроль над транспортными узлами Таллинна
Теги:
общественный транспорт, Эстония
Загрузка...

Главные темы