Прямой эфир
  • USD1.1224
  • RUB80.2153
Колесо обозрения
Получить короткую ссылку
"Колесо обозрения" (82)
35761

Наступает последний месяц летних каникул, и это повод задуматься о школе, о ее проблемах и о том, как эти проблемы решить. Гостем программы "Колесо обозрения" стала Наталия Чуйкина — кандидат филологических наук, лектор Института гуманитарных наук Таллиннского университета.

ТАЛЛИНН, 28 июля— Sputnik, Владимир Барсегян. В самом начале беседы разговор зашел о русском языке, потому что именно эта тема Наталии наиболее близка.

Иногда кажется, что за изучением иностранных языков мы забыли о языке родном. Часто приходится сталкиваться с тем, что молодые люди и пишут, и говорят на родном языке достаточно примитивно, их лексика не развита. А как выглядит ситуация на взгляд специалиста?

Чуйкина считает, что не стоит делать обобщений и все очень индивидуально, к тому же подобное явление можно было наблюдать и раньше.

Лектор Гуманитарного института Таллиннского университета Наталия Чуйкина
© Sputnik / Вадим Анцупов
Лектор Гуманитарного института Таллиннского университета Наталия Чуйкина

Всегда были и есть люди, которые трепетно относятся к родному языку, к родной культуре и литературе. Они стараются следовать особым языковым моделям, следить, чтобы их речь отличалась грамотностью, правильностью и разнообразием приемов. Но всегда были и есть те, для кого язык выполняет лишь некую утилитарную функцию коммуникации, он для них — средство для передачи сообщений.

Эстонская школа первой в Балтии внедряет класс инноваций LEGO>>

Конечно, многое зависит от того, как много внимания этому вопросу уделяется в семье, следят ли старшие за правильностью речи у детей и поправляют ли их в случае необходимости. Чтение также играет весьма немаловажную роль в формировании чувства и стиля языка каждого человека.

Все мы учились понемногу

Очень важно и то, кто преподает русскую словесность в школе. От себя хочу заметить, что всегда буду благодарен своему учителю русского языка и литературы Валерии Тихоновне Чеботаревой, которая во многом определила весь дальнейший ход моей жизни.

Лектор института гуманитарных наук ТУ Наталия Чуйкина
© Sputnik / Илона Устинова
Лектор института гуманитарных наук ТУ Наталия Чуйкина

Насколько популярна сейчас профессия учителя? Есть ли смена у тех педагогов, которые уходят сегодня на заслуженный отдых? Наталия Чуйкина отметила, что на программу "Русская филология" Института гуманитарных наук Таллиннского университета в рамках бакалавриата всегда хороший конкурс — в этом году на 26 мест было подано около 80 заявлений.

Однако все гораздо хуже выглядит, когда возникает вопрос о продолжении образования в магистратуре, что предполагает получение профессии школьного учителя. И здесь проблемы не только у русских филологов. Видимо, сегодня в Эстонии быть учителем не престижно. По словам Наталии, Министерство образования и учительские организации делают много для популяризации профессии педагога, и, возможно, через какое-то время это даст свои результаты.

На перекрестке трех дорог

Разговор зашел и о том, как и в каком направлении сегодня развивается эстонская школа, какие принципы ставятся во главе угла, что является сверхзадачей школьного обучения. Наталия считает, что наша школа — это поле, где проявляется плюрализм учительских мнений. У нас сохраняются традиционные школы, которые ведут преподавание по наработанным и апробированным системам, но есть также учебные заведения, которые активно внедряют у себя новаторские идеи во всех сферах школьной жизни. Наталия Чуйкина является приверженцем той точки зрения, что в школе должен присутствовать разумный консерватизм, но без излишней академичности.

В Эстонии самые пожилые педагоги средних школ в ЕС>>

Любой школьный эксперимент не может проводиться без опоры на уже проведенные исследования и наработки. В современной эстонской школе много вариантов и различных моделей обучения, поэтому у родителей есть выбор, куда отправить своего ребенка.

Бермудский треугольник отношений

Безусловно, важно в современной школе и то, как выстраиваются отношения в треугольнике "учитель — ученик — родитель". С одной стороны, либерализация отношений между этими тремя сторонами — безусловный плюс. Но с другой стороны, можно увидеть и тенденцию к ухудшению, обострению этих отношений.

Это негативное явление приходит в школу, скорее всего, из семьи. Позволяет себе кто-то из родителей пренебрежительно отозваться об учителе, и ребенок это приносит в школу. Более правильно, если дома достаточно строго говорится о том, что учитель — тот человек, который дает тебе знания, и даже если ты с ним в чем-то не согласен, то это не повод срывать уроки и плохо себя вести. Однако и учитель в своей профессии должен находиться на высоте.

Учителем не может быть любой человек, им должен стать лишь тот, кто чувствует в себе призвание.

Современный учитель — это еще и человек, который уверен в себе, уверен в своих знаниях, уверен в том, что он может преодолеть любые трудности. Кроме того, очень важно, чтобы он был очень творческим человеком. Ученик же, по убеждению Наталии Чуйкиной, должен быть добрым, а его родителям не нужно считать себя специалистами в области образования. И тогда у всех все получится.

© Sputnik
"Колесо обозрения": о школе и о проблемах образования
Тема:
"Колесо обозрения" (82)

По теме

Кто изощреннее убьет русскую школу в Эстонии
Результаты экзаменов: в русских школах госязык сдают на 100 баллов
Таллиннские школьники отказываются от вакцинации
Теги:
эксперименты, ученики, родители, учитель, образование, школа, Институт гуманитарных наук Таллиннского университета, Министерство образования и науки Эстонии, Наталия Чуйкина, Эстония
Загрузка...

Главные темы