08:26 20 Мая 2019
Прямой эфир
  • USD1.1172
  • RUB72.1926
Разбор фрагментов обгоревшего фюзеляжа самолета компании Аэрофлот Sukhoi Superjet-100 на летном поле в аэропорту Шереметьево

Действия экипажа и пассажиров Sukhoi Superjet 100: возможно ли было избежать жертв

© Фото : Следственный комитет РФ
Происшествия
Получить короткую ссылку
Авиакатастрофа лайнера Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево (18)
185250

Специалисты в области авиации дали Sputnik Эстония свою оценку произошедшей на борту самолета трагедии, которая унесла 5 мая 2019 года жизни более половины пассажиров рейса Москва-Мурманск.

ТАЛЛИНН, 6 мая — Sputnik, Илона Устинова. После трагедии, которая произошла 5 мая в московском аэропорту Шереметьево, в СМИ и соцсетях начали появляться преждевременные выводы о том, из-за чего мог загореться самолет Sukhoi Superjet 100 и почему погибла большая часть пассажиров.

Авиакатастрофа унесла десятки жизней: страшные фотокадры сгоревшего SSJ-100 >>

Конкретная причина возгорания самолета станет известна после результатов расследования и расшифровки данных бортового самописца.

© Ruptly
В Шереметьево загорелся пассажирский самолет. Съемка очевидца

Авиационный обозреватель Валерий Смирнов и бывший летчик-инструктор Константин Журба, после просмотра различных видеозаписей, дали свою оценку произошедшей ситуации в комментариях для Sputnik Эстония.

Метеоусловия или ошибка пилота

Как уже сообщалось во многих новостных изданиях, по одной из версий возгорание могло произойти из-за удара молнии.

"От природных явлений никто не застрахован. Молния действительно могла вывести электронавигационное оборудование. Экипаж принял совершенно верное решение — вернуться в аэропорт вылета", — сказал Смирнов.

Он внимательно пересмотрел несколько видеоматериалов и утверждает, что возгорание самолета произошло еще в воздухе.

Однако другого мнения придерживается Константин Журба. По его словам, летный экипаж совершил грубейшую ошибку во время посадки.

"У них был случай "скоростного козла", то есть самолет подпрыгнул при посадке, что видно на видеозаписях. Согласно руководству летной эксплуатации на всех типах самолетов в такой ситуации надо было дать обороты двигателям и уходить на второй круг. Из-за того, что они этого не сделали, произошло второе вертикальное касание, которое привело к тому, что была пробита стойка в левой плоскости и произошло возгорание топлива", — объяснил Журба.

Летчик-инструктор Константин Журба
© Фото : из личного архива Константина Журбы
Летчик-инструктор Константин Журба

Он добавил, что если бы возгорание произошло еще в воздухе, то сработала бы сигнализация, и пилот дал бы сигнал диспетчерам о необходимости вызова пожарной службы. В любом случае, для выяснения ситуации необходимо дождаться расшифровки данных "черного ящика".

Загадкой осталось отсутствие пожарных

Смирнов подчеркнул, что в экстренной ситуации экипаж сработал оперативно и безупречно, уложившись во все нормативы при эвакуации пассажиров.

Фотограф Валерий Смирнов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Авиаобозреватель Валерий Смирнов

Однако больше всего его удивило то, что посадочная полоса не была тут же залита специальной пеной, как только диспетчеры получили сигнал об аварийной посадке. По словам обозревателя, это делается для того, чтобы избежать разлива и поджога керосина на земле и ограничить поле действия пожара на самолете.

Выгорел полностью, десятки погибших: новые данные о трагедии в Шереметьево >>

"В каждом аэропорту есть своя пожарная часть, со специальными машинами и специальным составом пены для тушения, — объяснил Смирнов. — Никто не тушил пожар во время эвакуации пассажиров. Почему не была заранее дана команда — нужно разбираться".

Жертв могло быть меньше

Несмотря на четко отлаженную работу бортпроводников и вовремя опущенный надувной трап, пассажиры, пребывая в панике, начинали задерживать друг друга, забирая с собой ручную кладь.

"Даже доли секунды, которые требовались для того, чтобы найти свой чемодан на полке и начать пробираться с ним по узкому проходу, могли стать причиной такого большого количества жертв. Поражает халатная недисциплинированность пассажиров", — считает Смирнов.

Он пояснил, что при пожаре поражающим фактором становится не столько сам огонь, сколько выделяющийся при горении внутренней обшивки самолета угарный газ, которым надышались многие пассажиры.

"По всем инструкциям никакая ручная кладь при эвакуации с собой не берется!" — напомнил Смирнов.

Уникальные видеокадры снял пассажир на борту горящего самолета в Шереметьево >>

Инженер по обслуживанию воздушных судов Степан Тарасов также был удивлен поведению людей, оказавшихся на борту горящего судна. "В таких ситуациях важна каждая секунда, ведь из-за пожара можно было выходить только через переднюю дверь, а чемоданы мешали сделать это быстро. Погибших могло быть меньше", — сказал он в комментарии для Sputnik Эстония.

В таллиннском аэропорту работа отлажена

По словам Тарасова, в эстонском столичном аэропорту случались внештатные ситуации, но подобных трагедий за долгие годы не было.

Константин Журба вспомнил аварийную посадку самолета АН-24 на озеро Юлемисте несколько лет назад.

"Это была ошибка летного состава. Наземные спасательные службы отработали максимально быстро и качественно, и даже керосин не попал в воду, иначе можно было бы весь город оставить без питьевой воды", — рассказал Журба.

Он подчеркнул, что в любой экстренной ситуации пассажирам необходимо четко выполнять распоряжения бортпроводников.

"Как мне когда-то говорили, каждая строка в руководстве летной эксплуатации написана чьей-то кровью. Поэтому в брошюрке тоже четко сказано, что и как надо делать", — отметил Журба.

Бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов назвал два параметра, которые должна выяснить комиссия, чтобы установить причину авиакатастрофы в Шереметьево.

Трагедия унесла десятки жизней

Вечером 5 мая пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, вылетев из аэропорта Шереметьево в Мурманск, спустя время вынужден был вернуться. Командир воздушного судна запросил экстренную посадку в Шереметьево.

После жесткого приземления стойки шасси сломались и произошло возгорание двигателей.

Менее чем за час пожарным удалось затушить пламя. Изнутри самолет Sukhoi Superjet 100 выгорел полностью.

Из 78 человек, находившихся на борту, удалось эвакуировать 33 пассажира и четырех из пяти членов экипажа. Остальные 41 человек погибли.

Точная причина возгорания пока не установлена.

"Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна, неблагоприятные метеоусловия", — заявила представитель Следственного комитета России Светлана Петренко.

Вопросов по самому самолету не много

Согласно статистике авиационных катастроф, Superjet — не самый проблемный самолет. Всего в крупнейшей онлайн-базе по авиабезопасности Aviation Safety Network (ASN) значится четыре проверенных авиационных происшествия с участием Superjet (в их число включены катастрофы в Индонезии и в Шереметьево), и ни одно из них не было связано с техническими проблемами самолетов.

ИГ - Cамолет Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100)
© Sputnik /
ИГ - Cамолет "Сухой Суперджет 100" (Sukhoi Superjet 100)

При этом у основного конкурента – регионального самолета "Бомбадьер" — в той же базе катастроф больше.

Слова соболезнования со всего мира

Соболезнования родным и близким жертв трагедии выразили президент России Владимир Путин. Слова сочувствия высказали также президент Эстонии Керсти Кальюлайд и глава эстонского правительства Юри Ратас.

"Опечалена известием о крушении самолета в аэропорту Шереметьево. Мои искренние соболезнования семьям всех пострадавших", — написала президент Эстонии Керсти Кальюлайд в Твиттере.

В Ле-Бурже, пригороде столицы Франции, у мемориала легендарному авиаполку "Нормандия-Неман" состоялась памятная церемония и возложение венков. Посол России во Франции Алексей Мешков напомнил присутствующим о трагическом происшествии в Шереметьево и призвал почтить память жертв авиакатастрофы вместе с французскими летчиками.

"У нас сегодня в России тоже горькое событие, более 40 человек погибло в авиационной катастрофе. Я попросил бы объявить минуту молчания как тем героям, которые отдали жизнь за нашу с вами свободу, так и тем, кто ушел безвременно вчера", — сказал Алексей Мешков.

Во Франции почтили память летчиков "Нормандия-Неман" и жертв ЧП в Шереметьево >>

Участники мероприятия почтили память павших французских летчиков и жертв авиакатастрофы в Шереметьево.

Цветы у посольства РФ в Таллинне в память о погибших пассажирах в Шереметьево
© Sputnik / Вадим Анцупов
Цветы у посольства РФ в Таллинне в память о погибших пассажирах в Шереметьево

Во многих странах мира простые люди выражают свою поддержку пострадавшим и скорбь по погибшим, принося цветы и свечи к российским дипломатическим представительствам.

Фотофакт: у посольства РФ в Таллинне после трагедии в Шереметьево появились цветы >>

Не стала исключением и Эстония: в понедельник, 6 мая, у здания посольства РФ в Эстонии появились букеты цветов.

Все новости по теме "Авиакатастрофа лайнера Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево" читайте здесь.

Тема:
Авиакатастрофа лайнера Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево (18)

По теме

Выгорел полностью, десятки погибших: новые данные о трагедии в Шереметьево
Авиакатастрофа в Шереметьево: названы несколько версий трагедии
Уникальные видеокадры снял пассажир на борту горящего самолета в Шереметьево
Смирнов: ответы на два вопроса установят причину авиакатастрофы в Шереметьево
Во Франции почтили память летчиков "Нормандия-Неман" и жертв ЧП в Шереметьево
Фотофакт: у посольства РФ в Таллинне после трагедии в Шереметьево появились цветы
Теги:
пассажиры, "Сухой Суперджет 100" (Sukhoi Superjet 100), авиакатастрофа, Шереметьево
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik