Прямой эфир
  • USD1.1224
  • RUB80.2153
Новости Эстонии
Получить короткую ссылку
Rail Baltic — рельсы раздора (124)
35821

Аудит, проведенный специалистами Государственного контроля, показал, что реальные расходы на строительство железнодорожной магистрали Rail Baltic в Эстонии превысили расчетные, а уже имеющееся отставание от графика увеличится еще больше.

ТАЛЛИНН, 5 дек — Sputnik. Маловероятной назвали в эстонском Госконтроле постройку к 2026 году узкоколейной железной дороги "европейского" образца, призванной связать Германию, Польшу, страны Балтии и Финляндию. Кроме того, стоимость проекта Rail Baltic изрядно превысила первоначальную.

Проект Rail Baltic
© Фото : Rail Baltica
Проект Rail Baltic

К таким неутешительным выводам пришли специалисты ведомства после проведенного ими аудита. В опубликованном отчете признается, что действия по строительству "железки", относящиеся к эстонской сфере ответственности, в среднем отстают по срокам реализации более чем на два года. По всему проекту в целом запаздывание к настоящему времени составляет полтора года.

Брюссель может забрать свои деньги на Rail Baltic

Согласно договоренностям о финансировании Rail Baltic, заключенным с Еврокомиссией, эстонская сторона взяла на себя 27 из 71 согласованного действия по строительству магистрали. В том случае, если пришедшие из Брюсселя деньги на Rail Baltic не будут освоены в установленные сроки, Евросоюз может потребовать их у Эстонии обратно.

Поскольку Эстония уже выбилась из графика, то единственным выходом для того, чтобы не достраивать Rail Baltic за собственные деньги (которых у нее так и так нет), будет пересмотр договора или перенос сроков по обоюдному согласию, о котором уже попросили связанные с проектом эстонские министерства и реализующая его компания Rail Baltic Estonia.

Причиной отставания Эстонии от графика строительства Rail Baltic стала необходимость проведения более тщательных исследований, провалы конкурсов по поиску подрядчика, задержки с принятием закона о выкупе частных земель для строительства магистрали, а также несвоевременная выдача условий на проектирование от координирующей проект фирмы RB Rail AS.

Еще одной проблемой стало подорожание эстонской части проекта на 13,9% по сравнению со сметой договоров софинансирования, составленных с ЕС.

Речь идет о сумме 31,7 миллиона евро, которую Эстонии придется "наскрести по сусекам" самой, поскольку Брюссель выделит денег на Rail Baltic согласно изначальной смете.

Кто "крайним" будет

Внезапное "подорожание" Rail Baltic в Эстонии объяснили уточнением прогнозной стоимости железнодорожной магистрали. Госконтроль, в свою очередь, отметил непродуманность финансирования строительства магистрали, а также проблемы с управлением рисками и изменениями в проекте.

Дело в том, что фактические действия в эстонской сфере ответственности реализует компания Rail Baltic Estonia OÜ, а вот ответственность за их своевременное выполнение в рамках согласованного с Брюсселем бюджета лежит на Министерстве экономики и коммуникаций, которое до сих пор так и не установило процедуру надзора за деятельностью Rail Baltic Estonia и внесения поправок в проект в случае значительного увеличения сроков или расходов.

Госконтроль рекомендовал устранить эти недостатки, для чего необходимо разработать соответствующие процедуры и проработать с Министерством финансов различные сценарии и прогнозы для снижения рисков.

В самом Министерстве экономики, однако, уверены, что Rail Baltic все-таки будет достроена к 2026 году.

По мнению чиновников, советы специалистов Госконтроля по анализу сценариев финансирования носят сомнительный характер с точки зрения принципов составления государственного бюджета и распределения компетенций в финансовых вопросах между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Станции, с которых никуда не уехать

В скором времени также будет опубликован совместный аудит органов государственного контроля Эстонии, Латвии и Литвы по поводу управления проектом Rail Baltic в целом.

По мнению госконтролера Янара Холма, для успешной реализации проекта, который с самого начала был по своей сути геополитическим, должна иметься сильная политическая воля со стороны всех его участников и четкая координация всех его этапов. В противном случае, считает он, может возникнуть ситуация, при которой будут реализованы лишь отдельные участки магистрали.

"Нельзя допустить ситуацию, при которой в Эстонии через несколько лет построят терминалы в Юлемисте и Пярну, а также несколько железнодорожных мостов, но между ними не будет проложена железная дорога. Не хочется думать и о сценариях, когда Rail Baltic закончится в Риге, а между Ригой и Хельсинки останется изолированная провинция", — заявил он.

Саботаж на правительственном уровне

Sputnik Эстония уже писал о том, как в октябре глава МВД Эстонии и лидер Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Март Хельме заявил, что не намерен отказываться от своего предвыборного обещания остановить строительство Rail Baltic.

Председатель партии EKRE Март Хельме
© AP Photo / Tanel Meos
Председатель партии EKRE Март Хельме

Дело в том, что EKRE, которая располагает третью всех министерских постов в правительстве Эстонии, активно выступала против строительства Rail Baltic еще в период своего пребывания в оппозиции предыдущему правительству.

По словам лидера EKRE, нигде еще не решено, что этот проект будет воплощен в жизнь — если не будет достаточного финансирования, то Rail Baltic также не будет.

Хельме также подчеркнул, что в настоящее время вопрос о финансировании Rail Baltic полностью открыт. "У нас есть Министерство окружающей среды, с помощью которого можно очень эффективно замедлить процесс", — заметил министр внутренних дел.

Так ли Эстонии нужна Rail Baltic

Идея строительства железной дороги с узкой ("европейской") колеёй Rail Baltic, призванной соединить Германию со странами Балтии через Польшу, стала одним из самых амбициозных проектов ЕС на территории Эстонии. Rail Baltic должна была стать альтернативой "старой" железнодорожной сети с широкой колеей "русского" образца, построенной еще в царско-советские времена и соединяющейся с российской железнодорожной сетью.

Более того, к еще не проложенной по эстонской земле Rail Baltic уже "прилепился" еще один дорогостоящий проект подводного тоннеля, который должен соединить Таллинн и Хельсинки. Китайская инвестиционная фирма даже высказала намерение профинансировать строительство тоннеля.

Проблема, однако, была в том, что собственных средств Эстонии на строительство Rail Baltic явно не хватало, а потому все надежды на помощь в осуществлении амбициозного проекта Таллинн возложил на ЕС. Более того, целый ряд как общественных, так и политических организаций, в том числе и EKRE, прямо заявили о том, что Rail Baltic Эстонии не только не нужна, но и нанесет ей огромный ущерб.

Другие новости на эту тему:

Проект Rail Baltic
© Sputnik /
Проект Rail Baltic
Тема:
Rail Baltic — рельсы раздора (124)

По теме

Проект Rail Baltic налогоплательщикам не интересен — Еремеев
Сами с усами: Эстония не хочет лезть в долги ради строительства Rail Baltic
В Эстонии начаты первые работы на будущей трассе Rail Baltic
Теги:
Минэкономики, Госконтроль, график, железная дорога, Rail Baltic, Эстония
Загрузка...

Главные темы