Прямой эфир
  • USD1.1276
  • RUB80.2104
Новости Эстонии
Получить короткую ссылку
Гаджеты и цифровые технологии (104)
54660

Эстонское электронное государство утрачивает свои лидирующие позиции, предупреждает Государственный контроль. Главные риски для развития э-государства — дефицит квалифицированных кадров и современной инфраструктуры.

ТАЛЛИНН, 11 ноя — Sputnik. Государственный контроль Эстонии в понедельник, 11 ноября, представил Рийгикогу годовой отчет, посвященный возможностям развития и рискам э-государства.

Притом что Эстония уже много лет имеет в мире высокую репутацию электронного государства, страна начала утрачивать лидирующие позиции по ряду влияющих на будущее развитие показателей.

Разработчик за работой
© Fotolia / DragonImages
Разработчик за работой

Высокая международная репутация электронного государства не помешала Госконтролю сделать такой вывод в отчете, который в этом году был посвящен возможностям развития и рискам электронного государства.

Доклад описывает ситуацию на примере руководителей ИТ-отделов госучреждений, которым проще получать деньги на новые разработки, чем на поддержание или совершенствование уже имеющихся.

Экономическая выгода проста — разработку можно частично финансировать за счет средств Европейского союза, но дальнейшее обслуживание системы нужно оплачивать самостоятельно. В этой связи госконтролер напомнил, что в ближайшие годы объемы внешнего финансирования снизятся.

Холм предостерегает о риске того, что устаревшие и недофинансированные  системы могут начать препятствовать реализации политических решений. Устаревающие системы просто не справятся с запланированными задачами. В то же время плохо продуманная и проведенная без достаточного внимания со стороны заказчика ИТ-разработка может не ускорить делопроизводство, а, наоборот, замедлить его.

По оценке ИТ-экспертов, ежегодные расходы на обслуживание систем должны составлять до одной пятой стоимости их разработки.

Доклад отмечает, что при сложившейся практике сложно рассчитать точный размер расходов на обслуживание ИТ-систем госучреждений, поскольку плановые расходы на такое обслуживание включаются в бухгалтерии в общие хозяйственные расходы. Этот недостаток Госконтроль рекомендует устранить.

По расчетам Госконтроля, расходы правительственного сектора на обслуживание ИТ-систем и связанный с этим персонал в 2016-2018 годах выросли примерно на 30%. Это существенный рост, но надо принимать во внимание быстрые темпы развития в мире и тот факт, что размер расходов на обслуживание созданных в прошлом систем выясняется только сейчас, отмечается в отчете.

Госконтроль также указал на недостатки в системе данных здравоохранения e-tervis, результаты работы которой оказались хуже ожидавшихся. Отчет обращает внимание на то, что две трети больниц считают инфосистему здравоохранения неудобной, а около половины указывают, что она не содержит необходимых данных.

"Врачи во время визита пациента тратят слишком много времени на поиск данных в системе e-tervis", — говорится в отчете Госконтроля.

В сфере социального обеспечения собирается много данных, которые либо не нужны для конкретного действия, либо могут быть получены в другом месте. По оценке Госконтроля, 20% собираемых в этой сфере данных являются избыточными. "Электронное государство должно делать жизнь проще. Не следует заставлять человека раз за разом предоставлять данные для получения публичных услуг, которые уже один раз были представлены государству", — указал госконтролер.

"Инфосистема соцобеспечения STAR должна была упростить доступ к данным, но в течение 10 лет проблема остается такой же, как и раньше", — добавил Холм.

Главными рисками для эстонского электронного государства отчет Госконтроля, представленный в Рийгикогу, называет дефицит квалифицированных кадров и современной инфраструктуры.

Sputnik Эстония ранее писал, что аудит выявил неудачные решения и риски при внедрении инфосистем различных министерств. Аудит показал, что неудачными являются: информационная система Департамента полиции и пограничной охраны для установления личности и ведения производства (UUSIS) Министерства внутренних дел, вторая версия информационной системы социальной защиты (SKAIS2) Министерства социальных дел, информационная система для проведения судебными исполнителями исполнительного производства (e-Täitur) Министерства юстиции и государственная научная информационная система (ETIS2) Министерства образования и науки.

На критическую ситуацию с государственными инфосистемами "э-государства" обратила внимание и президент Эстонии Керсти Кальюлайд, признав факт старения системы электронного управления Эстонии ("э-государства"). По ее словам, "ядро ​​электронного государства стареет" и уже нуждается в дополнительных деньгах для поддержания своего нынешнего уровня.

Читайте также:

Тема:
Гаджеты и цифровые технологии (104)

По теме

"Цифровая" Эстония далеко отстает от мировых лидеров гонки технологий
Цифровые технологии оптимизируют паромные перевозки в Эстонии
Беларусь возьмет у Эстонии уроки электронного управления государством
Теги:
Рийгикогу, доклад, отчет, электронное государство, Госконтроль Эстонии, Эстония
Загрузка...

Главные темы