Прямой эфир
  • USD1.1763
  • RUB86.6154
Новости Эстонии
Получить короткую ссылку
33950

Почему в Эстонии провалилась программа социализации детей с особыми потребностями и в чем республике стоит взять пример с Финляндии, в пресс-центре Sputnik Эстония рассказали эстонские специалисты Анна Микконен и Ольга Нигровская.

ТАЛЛИНН, 25 окт — Sputnik, Александр Лукьянов. В работе международного форума "Театр и аутизм. Вопросы и ответы", который прошел 25 октября в белорусской столице, приняли участие и эстонские специалисты. На связь с Минском они вышли посредством видеомоста*, организованного в пресс-центре Sputnik Эстония.

Специалист-консультант Ольга Нигровская и директор реабилитационного центра Lootus Õnnele Анна Микконен в пресс-центре Sputnik Эстония
© Sputnik / Ирина Шавырина
Специалист-консультант Ольга Нигровская и директор реабилитационного центра "Lootus Õnnele" Анна Микконен в пресс-центре Sputnik Эстония

О проблемах, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями в Эстонии, рассказали, в частности, директор реабилитационного центра “Lootus Õnnele”, консультант на основе личного опыта Анна Микконен и магистрант факультета педагогических наук Таллиннского университета по специальности спецпедагог-консультант Ольга Нигровская.

Не хватает информации и специалистов

По словам Микконен, программа инклюзии (процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь — Ред.), когда ребенку, независимо от имеющихся у него особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, в Эстонии провалилась.

"Были организованы проекты, участвуя в которых, дети с особенностями должны были присутствовать в одном классе с обычными детьми. Но, как показала практика последних лет, это не работает", — отметила гостья пресс-центра Sputnik Эстония.

Оказались не готовы и учителя, и родители детей — как обычных, так и с особенностями. Из-за нехватки специалистов не подготовились и учреждения, в том числе и детские сады.

Родители обычных детей мало информированы о заболеваниях, которыми отмечены дети с особенностями. И если такие появляются в обычной детсадовской группе, то сразу начинают собираться подписи, чтобы их оттуда исключить.

Ольга Нигровская подтвердила, что, действительно, все начинается с детского сада. Если ребенок перед поступлением в школу не был там продиагностирован, то, попав в школе в обычный класс, у него сразу начинаются проблемы. Начинается его травля, причем, зачастую не только со стороны одноклассников, но и, к сожалению, со стороны учителей.

Поэтому делается все, чтобы такой ребенок из класса ушел. Как вариант, в школах практикуются малые классы, но, опять-таки, если там сидят два-три ребенка с особыми потребностями, то они общаются только между собой.

Специалист-консультант Ольга Нигровская
© Sputnik / Ирина Шавырина
Специалист-консультант Ольга Нигровская

На самом деле, инклюзия подразумевает, что с рождения, с садика, дети с особыми потребностями находятся вместе с обычными детьми, которыми отклонения их сверстников не воспринимаются как что-то необычное. 

Обратной связи от государства нет

Микконен привела в пример финнов, у которых система инклюзивного обучения давно и успешно работает. В детском саде, школе, институте вполне обычное дел встретить детей и молодых людей с отклонениями.

"Может быть, у нас наблюдаются пережитки советского прошлого, когда подобных людей общество не признавало", — заметила Микконен. В то время, добавила Нигровская, такие дети учились в спецшколах. Считалось, что они — изгои. Инклюзия же предполагает, что именно социализация должна помочь ребенку в будущем стать полноправным членом общества.

У Анны Микконен — свой реабилитационный центр “Lootus Õnnele", но в идеале такие центры должны работать при школах или детских садах. Их работа должна рассматриваться как совместная деятельность воспитателей детсада, школьных учителей и специалистов, проводящих социальную реабилитацию.

В Таллинне существуют несколько школ, где работают малые классы, в которых особые дети получают полный спектр услуг, а такие предметы, как труд и физкультура, они проходят с остальными. Но таких школ, во-первых, мало. Во-вторых, это не избавляет особых детей от непонимания и обид в общении с обычными сверстниками.

Директор реабилитационного центра Lootus Õnnele Анна Микконен
© Sputnik / Ирина Шавырина
Директор реабилитационного центра "Lootus Õnnele" Анна Микконен

"Мы ожидаем большей поддержки от государства. Синхронного общения с департаментом сегодня не происходит, потому что к своей работе он подходит формально и обратной связи нет", — сказала Микконен.

Эстонские участницы форума указали также на то, что поддержку необходимо оказывать и родителям особых детей. Родители должны принимать их такими, какие они есть, и отказаться от обвинений в чей-либо адрес. Консультанты, которые могли бы помочь родителям в этом, должны быть везде, считают гостьи пресс-центра.

* Полную запись видеомоста можно посмотреть по ссылке.

Читайте также:

 

По теме

Нелегкое дело: людям с особыми потребностями помогли найти профессию
Люди с особыми потребностями получат более удобное жилье
Обычные школы не готовы принять детей с особыми потребностями
Теги:
особые потребности, дети с особыми потребностями, Анна Микконен, Ольга Нигровская
Загрузка...

Главные темы