10:05 18 Октября 2019
Планеты в космосе

Астрономы "всучили" Эстонии серо-зеленую газовую планету

© Fotolia / Andrii Muzyka

Международный астрономический союз в 100-летнюю годовщину своего создания предлагает всем странам мира придумать имена для одной из тысяч недавно открытых далеких экзопланет и их звезд.

ТАЛЛИНН, 17 сен — Sputnik, Алексей Тоом. За последние полтора десятилетия астрономы обнаружили тысячи так называемых экзопланет вдали от родной Солнечной системы, но не смогли придумать для всех приличные названия.

Помощь широкой общественности планеты стала необходимой, надо полагать, сразу по нескольким причинам. Во-первых, потому что астрономы полностью выложились с придумыванием названий и нумерацией, у них окончательно иссякла фантазия и очень нужны свежие умы.

Во-вторых, они хотели бы создать у общественности ощущение причастности к "освоению" космического пространства, которое, вероятнее всего, никогда на самом деле освоено не будет или же будет, но уже при жизни наших прапраправнуков, которым соображения их глуповатых предков насчет названий чужих планет будут совершенно безразличны.

Ну и в-третьих, IAU отмечает столетний юбилей и, как каждый именинник, хочет услышать комплименты, что по-человечески понятно (насчет нечеловеческих рас сказать сложно).

Хотя звезда и планета Эстонии достались, откровенно говоря, задрипанные и завалящие (далековато, да и шансы на обитаемость планеты крайне низки, а потому не видать эстоноземельцам космических колоний), названия им все же дать следует.

Поскольку в противном случае их "захапают" самоуверенные крупные государства или олигархи, и поди потом доказывай в судах, что это кровная собственность Эстонии.

Особенно с учетом того факта, что как сами звезды, так и их названия можно и купить, что, конечно, довольно странно, поскольку звезды в небе как бы общие, а их названиями и ими самими торгует совершенно конкретное учреждение, которое даже лицензии какого-нибудь межгалактического ведомства на такую деятельность показать не может по причине ее отсутствия. Эти обстоятельства поневоле заставляют относиться к затее сообщества астрономов с иронией.

Астрономы припрятали дефицит и раздают газовые гиганты

Маленькой и беззащитной стране Балтии "всучили" открытую в 2008 году звезду под "экстравагантным" названием XO-4 и прилагающуюся к ней планету XO-4b депрессивного серо-зеленого цвета.

Иллюстративное изображение планеты XO-4b

Масса планеты составляет примерно 1,4 массы Юпитера (а у пятой от Солнца и самой большой планеты системы, газового гиганта, масса в тысячу раз больше массы Солнца), то есть просто здоровенную планетищу, на которой из-за чудовищной силы тяжести жизнь совершенно невозможна.

То есть там, очень мягко говоря, жарковато, а носится она по орбите с такой скоростью, что эстоноземельцев на ней непрерывно укачивало бы и тошнило. К тому же находится все это на расстоянии в 950 световых лет от Солнечной системы, в созвездии Рыси, и рассмотреть ее в небе невооруженным глазом никак невозможно.

Правда, раздаваемые IAU планеты в большинстве своем тоже газовые гиганты. Такие экзопланеты, хотя с вариациями по расстояниям от Солнца, размерам и другим параметрам, достались, например, США и России. Россияне получили "в собственность" планету HAT-P-3 b в престижном созвездии "Большая Медведица", а американцы отхватили себе HD 17156 b в элитном созвездии "Кассиопея".

Если же говорить серьезно, то тем, кто пожелает участвовать в поиске имен для планет и звезд, следует знать следующее. Названия не должны содержать более 16 знаков, состоять преимущественно из одного слова, быть произносимыми на разных языках, должны быть неоскорбительными, не очень расхожими или похожими на уже существующие названия астрономических объектов (свериться можно здесь и здесь).

Названия не должны быть именами домашних животных (например, Кабыздох или Мурка), именованиями торговых брендов и вообще не должны носить коммерческую нагрузку, не должны быть именами отдельных лиц, названиями мест или событий, известных своей политической, военной или религиозной предысторией или деятельностью, не должны быть именами частных лиц (Ивановых и Таммов просят не беспокоиться), название планеты не должно быть тем же, что у ее звезды и других планет системы.

В Эстонии создан национальный комитет, призванный выявить из числа придуманных населением наиболее перспективные и достойные названия, а затем организовать, как того требует IAU, общенациональное голосование на предмет окончательного предпочтения соотечественников.

Свои предложения о переименовании отданной Эстонии номерной экзопланеты следует направлять через сайт комитета, где расписаны условия и требования к названиям и участникам.