Прямой эфир
  • USD1.1856
  • RUB90.6421
Новости Эстонии
Получить короткую ссылку
48860

Столичный музей KUMU представил новую экспозицию под названием "Соц-арт и мода". Международная выставка включает коллекции одежды с советской символикой в стиле соц-арт, а также фотографии и произведения графики.

ТАЛЛИНН, 17 мар — Sputnik, Ирина Тихомирова. На выставке "Соц-арт и мода", которую музей позиционирует как "концептуальную одежду из Восточной Европы", представлено два оригинальных художественных направления, зародившихся в регионе советского и постсоветского пространства: соц-арт 1970 –1980-х годов в изобразительном искусстве и постсоветская эстетика в моде начала XXI века.

Экспозиция, развернутая в залах Художественного музея KUMU, необычно яркая и по-весеннему бодрящая. Здесь в единой теме сошлись станковое искусство и продукт промышленного дизайна, взаимно отражаясь и философски рефлексируя.

Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке Соц-арт и мода в KUMU
© Sputnik / Владимир Барсегян
Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке "Соц-арт и мода" в KUMU

В качестве станкового искусства здесь можно увидеть произведения легендарных Виталия Комара и Александра Меламида — родоначальников соц-арта, графику эстонского авангардиста Леонарда Лапина, работы российских художников Гоши Острецова и Светланы Петровой, а также Лаборатории экспериментального моделирования (специализируются на костюмном перформансе). Свои произведения предоставили Катя Филиппова — современный российский художник, декоратор, дизайнер одежды, а также живущая в Берлине художник Соня Литищевская.

Гости вернисажа Соц-арт и мода в музее KUMU
© Sputnik / Владимир Барсегян
Гости вернисажа "Соц-арт и мода" в музее KUMU

Выставочный зал заполнили длинные ряды манекенов, на которых экспонируются дизайнерские коллекции одежды. Их авторы — известная с советских времен эстонский дизайнер Сайма Прикс, молодой эстонский дизайнер Марит Илисон, заявившая о себе нетривиальными коллекциями, украинка Юлия Ефимчук и творческий дуэт двух российских дизайнеров Нина Неретина и Донис Пупис.

Эстонский "Кренгольм" в истории соц-арта

Эта экспозиция, в которой так явно доминируют коллекции повседневной одежды, говорит не столько о принципах и свойствах промышленного дизайна, сколько о тех идеологических символах советской эпохи, которые влились в моду в качестве декора.

Директор музея KUMU Сирье Хельме, открывая выставку, отметила, что соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 70-е годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии.

Директор музея KUMU  Сирье Хельме в момент открытия экспозиции Соц-арт и мода
© Sputnik / Владимир Барсегян
Директор музея KUMU Сирье Хельме в момент открытия экспозиции "Соц-арт и мода"

Коллекция халатов Нины Неретиной и Дониса Пуписа, по словам Хельме, — это уже другая история, скорее наша, эстонская: она основана на творчестве безымянных художников, работавших на "Кренгольме" во времена его расцвета. Директор KUMU рассказала, что в Нарвском музее хранятся паттерны орнаментов тканей, оставшиеся от ушедшей эпохи, которые и воспроизвели дизайнеры. "На выставке вы увидите более яркую и радужную сторону того времени", — заметила она.

Коллекция дизайна  Нины Неретиной  и Дониса Пуписа
© Sputnik / Владимир Барсегян
Коллекция дизайна Нины Неретиной и Дониса Пуписа

И действительно, благостные и приятные воспоминания не всегда соответствуют тем реалиям, в которых жила страна, и трудно понять смысл соц-арта без упоминания его зачинателей — московских художников Виталия Комара и Александра Меламида.

Эти два бунтаря всегда шли наперекор общественным вкусам. В 70-е годы прошлого века появились их первые работы в новом художественном ключе, похожие на советский агитпроп — искусство плаката первых лет СССР, в том числе "окна РОСТА", — и представляли собой странное противоречивое направление: то ли соединение с идеологией и эстетикой власти, то ли борьба с ней.

Художники своими акциями и перформансами устраивали провокации социально-культурного характера, как попирая коммунистические или религиозные идеалы и символы, так и иронизируя над новыми, на том этапе либеральными, ценностями. Одним из эпизодов их творчества был международный проект "Выбор народа", в котором отразилась ирония уже в отношении ценностей демократических.

Гости вернисажа Соц-арт и мода в музее KUMU
© Sputnik / Владимир Барсегян
Гости вернисажа "Соц-арт и мода" в музее KUMU

Соц-арт — открытие XXI века

Куратор выставки Лийза Кальюла в беседе со Sputnik Эстония поведала о том, что стало импульсом к организации столь необычной экспозиции. Она рассказала, что, работая над докторской диссертацией в Таллиннском университете, изучала историю советского искусства 70-х, в частности творчество законодателей соц-арта Комара и Меламида. Она обратила внимание, что это явление искусства, зародившись в Москве в 70-е годы прошлого столетия, в 80-х переросло в новую изобразительную стилистику, а в начале XXI века захватило и моду.

Куратор выставки Соц-арт и модаЛийза Кальюла
© Sputnik / Владимир Барсегян
Куратор выставки "Соц-арт и мода"Лийза Кальюла

Поняв, насколько это актуально, куратор, по ее словам, решила предать огласке эту тему, подчеркнув, что станковые произведения искусства — это потребность узкой части общества, а мода и одежда — искусство демократичное, охватывает широкие слои и открыто для всех.

Характерно, что на вернисаже было много молодых людей, которые более остро чувствуют новые веяния. Для них "советская стилистика" с ее слоганами на кириллице неожиданно стала привлекательным трендом в одежде.

Гости вернисажа Соц-арт и мода в музее KUMU
© Sputnik / Владимир Барсегян
Гости вернисажа "Соц-арт и мода" в музее KUMU

"Термин "постсоветская эстетика" существует уже более десяти лет, и в глобальный мир моды вошли те самые ткани, покрой и символы. Мы, наверное, не проспали свой момент, эта выставка — одна из первых такого рода в мире. Я рада, что модельеры из четырех разных стран подключились к этой авантюре. Почему именно эти художники здесь, в этом художественном пространстве? Потому что я вижу в них определенный симбиоз между искусством и модой. Чтобы дизайнерские работы лучше себя проявляли, они находятся в диалоге с теми произведениями искусства, которые расположены на стенах", — сказала Лийза Кальюла.

Хорошо забытое старое

В новой экспозиции "Соц-арт и мода" есть интересная "историческая" часть — коллекция эстонского дизайнера Саймы Прикс "Перестройка и гласность", созданная ею для прошедшего в Таллинне в 1987 году Первого всесоюзного конкурса моды. В состязании, участниками которого были около пятидесяти профессионалов, приехавших из всех республик Советского Союза, Сайма Прикс стала лауреатом, а ее коллекция, в которой дизайнер использовала советские лозунги и надписи на кириллице, произвела настоящий фурор.

Автор коллекции Перестройка и гласность дизайнер Сайма Прикс
© Sputnik / Владимир Барсегян
Автор коллекции "Перестройка и гласность" дизайнер Сайма Прикс

В тот момент Прикс работала художником-постановщиком на Эстонском телевидении и дизайнером на фабрике "Марат", где создавала свою коллекцию остромодной одежды.

Сайма Прикс в разговоре со Sputnik Эстония рассказала: "Я выбрала свободную тему — "70 лет СССР". Идею взяла из русского послереволюционного искусства. Один мой друг-фотограф показал мне книгу о советском плакате 1917-1930 годов, мне показалось это свежим по форме и, кстати, нравится до сих пор. Я решила, что эта тема мне очень подойдет".

Эстонское искусство в Третьяковке: прорыв культурной дипломатии >>

Фото ее коллекции попали в зарубежные журналы мод, были опубликованы в эстонском "Силуэте", в московском модном издании и даже в газете "Правда". "Я сама была удивлена, что моя коллекция понравилась и меня заметили", — сказала дизайнер.

Советские символы, использованные в коллекции, и воспоминания об этом периоде, по словам Прикс, вызывают противоположные реакции. "Эти модели я делала 32 года назад. Я сама уже история, но тема эта мне нравится и сейчас. Такие слова и призывы, как "ускорение", "Экономика должна быть экономной", "Вперед!", "Правда", актуальны всегда, ведь нужно всегда идти вперед, а правда — она важна всегда", — заключила Сайма Прикс.

  • Фрагмент коллекции Саймы Приксс Перестройка и гласность
    Фрагмент коллекции Саймы Приксс "Перестройка и гласность"
    © Sputnik / Владимир Барсегян
  • Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке Соц-арт и мода в KUMU
    Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке "Соц-арт и мода" в KUMU
    © Sputnik / Владимир Барсегян
  • Коллекция дизайна  Нины Неретиной  и Дониса Пуписа
    Коллекция дизайна Нины Неретиной и Дониса Пуписа
    © Sputnik / Владимир Барсегян
  • Коллекция дизайна  Нины Неретиной  и Дониса Пуписа
    Коллекция дизайна Нины Неретиной и Дониса Пуписа
    © Sputnik / Владимир Барсегян
  • Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке Соц-арт и мода в KUMU
    Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке "Соц-арт и мода" в KUMU
    © Sputnik / Владимир Барсегян
  • Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке Соц-арт и мода в KUMU
    Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке "Соц-арт и мода" в KUMU
    © Sputnik / Владимир Барсегян
  • Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке Соц-арт и мода в KUMU
    Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке "Соц-арт и мода" в KUMU
    © Sputnik / Владимир Барсегян
  • Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке Соц-арт и мода в KUMU
    Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке "Соц-арт и мода" в KUMU
    © Sputnik / Владимир Барсегян
1 / 8
© Sputnik / Владимир Барсегян
Фрагмент коллекции Саймы Приксс "Перестройка и гласность"

После успеха коллекции Сайма прожила очень плодотворный с точки зрения профессии период: приобрела известность и даже была единственным представителем от Эстонии во всесоюзной команде по моде для стран СЭВ.

На выставке "Соц-арт и мода" представлены произведения из частных коллекций Москвы, Таллинна, Киева и Берлина, экспонаты из Эстонского исторического музея, Художественного музея Эстонии, из коллекции Эстонского союза художников, Марта Эрика и Музея фотографии Винтертура.

Россия собрала лучших художников из бывших советских республик >>

Теги:
источник, советский, мода
Загрузка...

Главные темы