Прямой эфир
  • USD1.0906
  • RUB85.8405
Образование
Получить короткую ссылку
Школьная жизнь (72)
44090

В Эстонии давно и остро стоит проблема нехватки учителей, поэтому вести предметы начинают специалисты из других сфер, пройдя двухлетние подготовительные курсы. Эффективна ли такая мера, выяснил Sputnik Эстония.

ТАЛЛИНН, 29 сен — Sputnik, Илона Устинова. В Эстонии уже несколько лет работает программа Noored Kooli ("Молодежь в школу"), которая за два года подготавливает учителей из тех, кто ранее не был связан с педагогикой. В сентябре начался новый набор кандидатов.

Главные критерии отбора — высшее образование (в любой сфере), знание эстонского языка категории не ниже В2, а также внутренняя мотивация, чтобы как можно больше школьников получали хорошее образование. Возраст кандидата в данном случае не имеет значения.

Уже в первый год обучения участники программы параллельно начинают работать в школах, преподавая ученикам 1-9-х классов.

Не скажется ли такой метод на качестве образования, Sputnik Эстония поинтересовался у директоров нескольких школ.

Приходят только смелые и мотивированные

Одна из школ-партнеров программы Noored Kooli — Эхтеская гуманитарная гимназия. Ее директор Ыннела Леэдо-Кюнгас рассказала Sputnik Эстония, довольна ли она подготовкой новых кадров.

И хотя студентам проекта она доверяет, собеседование с кандидатами никто не отменяет, поскольку важно узнать взгляды человека на преподавание. По словам директора, люди из других сфер деятельности могут стать хорошими учителями предметов по выбору, используя знания в предыдущей профессии.

То, что в школу приходят учителя после столь короткого срока обучения на курсах, Леэдо-Кюнгас не смущает, не возражают, по ее словам, и родители учеников.

"В некоторых случаях бывает, что и 10 лет учебы недостаточно. Необходимые навыки и знания учитель получает в основном уже во время работы. По моему опыту, программа "Молодежь в школу" очень интенсивная и эффективная", — сказала Леэдо-Кюнгас.

Больше всего, по ее словам, в общеобразовательных учреждениях не хватает учителей естествознания и трудно найти сильного педагога эстонского языка в русскоязычной школе.

Выживает сильнейший

По мнению директора Таллиннской художественной школы Мярта Сультса, многие приходят в Noored Kooli, просто чтобы испытать самого себя или получить новый опыт. Сам он ознакомился с проектом еще несколько лет назад и отметил, что лишь 20% выпускников остаются в школьной системе и продолжают совершенствоваться в статусе педагога.

"Тут еще смотря в какую школу они попадут, как быстро смогут адаптироваться, с какими учениками встретятся, поддержит ли руководство или бросит, как котенка в воду, и скажет плыви", — сказал Сультс.

Мярт Сультс
© Sputnik / Вадим Анцупов
Мярт Сультс

Часто, добавил он, таким неопытным преподавателям дают маленькие классы с трудными детьми, и уже через год-полтора у них пропадает желание работать в школе.

Он считает абсолютно неразумным предоставлять место в школе человеку, который прошел двухлетние курсы. Особенно его смущает тот факт, что такой учитель встанет перед классом и будет рассматриваться наравне с теми преподавателями, у которых уже 10-летний опыт за плечами или как минимум высшее образование в сфере педагогики.

"Это совсем не правильно. Не думаю, что эта программа даст долгосрочный эффект, скорее, она оттянет кризис с учителями на полтора года дальше, как это происходит с врачами. Так что это не решение", — уверен Сультс.

Первым делом, на его взгляд, необходимо дать четкое определение понятию преподаватель – это человек, который стоит перед классом или тот, у кого есть высшее педагогическое образование и навыки в работе.

"До сих пор республика и Министерство образования не определили толком, кто такой учитель", — отметил Сультс.

Хоть что-то, чем ничего

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа считает, что за редким исключением человек может стать педагогом за столь короткий срок. Как правило, по его наблюдениям, этого не происходит.

С одной стороны, как сказал Гаранжа, на безрыбье и рак рыба, но по большому счёту это будут единичные случаи, когда новоиспеченному педагогу действительно захочется остаться в школе. Даже диплом бакалавра не всегда означает, что человек задержится в сфере образования.

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа
© Sputnik / Вадим Анцупов
Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа

"Когда была программ Tagasi Kooli ("Обратно в школу"), мы принимали так называемых специалистов. Может быть, мы – плохие руководители, но ничего хорошего из этого не вышло. Люди не остаются в школах", — сказал Гаранжа.

Дети идут за теми, кто интересно рассказывает

Своим мнением о краткосрочной программе подготовки учителей поделилась член Совета по образованию Санкт-Петербурга, директор ГБОУ СОШ № 619 (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619) Ирина Байкова.

Она считает, что для конкретной предметной области двух лет будет недостаточно. Если же речь идет о досуговых или воспитательных программах или программах дополнительного образования, то тут роль сыграет целеустремленность человека и его умение находить контакт с учениками.

"Дети — это такие особенные люди, которым должно быть интересно. Иной раз, даже не владея педагогическими методиками, человек, который интересно и увлеченно говорит, знает свою профессию, быстрее создает команду детей вокруг себя, которые будут следовать за ним", — объяснила Байкова.

Директор ГБОУ СОШ № 619  Ирина Байкова
© Sputnik / Вадим Анцупов
Директор ГБОУ СОШ № 619 Ирина Байкова

Также, добавила она, если, например, инженер прекрасно знает прикладную и теоретическую математику, то ему не составит труда создать план программы для уроков, изучив педагогические методики.

Другое дело, если человек был химиком, а решил стать учителем истории, то могут возникнуть трудности с переквалификацией.

"Разве что если история была настолько сильным его увлечением, что он с легкостью сможет выстроить свою дальнейшую карьеру в школе", — отметила Байкова.

Почему в стране нехватка учителей

Мярт Сультс и Сергей Гаранжа отметили, что в Эстонии огромная нехватка учителей, особенно предметников, возраст многих из них уже приближается к пенсионному, а достойную замену найти крайне трудно.

"Я уже не говорю о школах с русским языком обучения, даже в эстонских школах не хватает учителей родного языка. Острая нехватка учителей-предметников, особенно естественно-научных направлений", — подчеркнул Гаранжа.

"Перед преподавателями государство поставило слишком много задач, они отвечают почти за всё, причем работать приходится по ночам и даже выходным. Плюс у них есть свои семьи, поэтому за такие деньги мало кто согласен брать на себя большую ответственность", — сказал Сультс.

Раньше, по его словам, было разделение на младшего преподавателя, старшего преподавателя и преподавателя-методика, что позволяло строить карьеру и, соответственно, получать зарплату согласно должности. Однако бывшие министры образования Яак Аавиксоо и Юрген Лиги решили эту разницу стереть, видимо, чтобы не выделять лишних средств.

Читайте также:

Тема:
Школьная жизнь (72)

По теме

Русские школы не исчезнут, но интеграцию никто не отменял — Репс
"Электронные учебники — как секс с роботом": руководители школ высказали мнение
"Мама, а нам завтра в школу не надо!" — Эстонии грозит забастовка учителей
Теги:
мнения, обучение новым профессиям, учителя, нехватка, школа
Загрузка...

Главные темы