06:21 18 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1026
  • RUB70.7241
Ученики в классе

Педагоги: в Эстонии профессия учителя потеряла свой статус

© Fotolia / Syda Productions
Образование
Получить короткую ссылку
Школьная жизнь (58)
26570

Начало нового учебного года заставляет волноваться всех вовлеченных в учебный процесс. При этом у каждого из его участников — свои заботы.

ТАЛЛИНН, 25 авг — Sputnik, Александр Лукьянов. В преддверии нового учебного года пресс-центр Sputnik Эстония организовал круглый стол, где встретились педагоги и директора таллиннских школ и гимназий. Тема встречи — "Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?".

В  пресс-центре Sputnik Эстония  круглый стол на тему Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?
© Sputnik / Вадим Анцупов
В пресс-центре Sputnik Эстония круглый стол на тему "Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?"

Общее, что отметили все участники, — это дефицит кадров в эстонской системе образования. Каждый высказал свое мнение на этот счет.

Педагог на работе сгорает, а зарплата — небольшая

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа вспомнил слова одного из министров образования Эстонии, который заявил, что в школу не идут работать потому, что в ней шумно и пахнет супом. Ничего кроме улыбки, заметил он, такое объяснение не вызывает.

"Шумно лишь на переменах, а что супом пахнет — наоборот хорошо, значит, вкусно кормят", — сказал Гаранжа.

По его мнению, основная причина дефицита школьных кадров кроется в низкой заработной плате педагогов. У него в лицее она где-то полторы тысячи евро, и всем хочется больше, ведь педагог на своем рабочем месте буквально сгорает.

С мнением директора лицея согласен директор художественной школы Мярт Сультс. Учитель в школе ему напоминает актера стендап-комедии. Только тот на сцене находится лишь час, а учитель в классе весь день на ногах. При этом гонорар первого в несколько раз превышает гонорар педагога.

Не давать знания, а учить профессии

Но все относительно, продолжил Сергей Гаранжа, приведя в пример пословицу: два волоска на голове мало, а в супе много. Он вспомнил опыт советской школы. Тогда педагоги тоже получали маленькую зарплату, и среди них находились те, которые говорили, что заработают по-настоящему, когда зарплату повысят.

Но были и другие, заметил Гаранжа, которые работали на совесть и при тех маленьких расценках. И сегодня, при капитализме и опять же невысокой оплате своего труда, они работают так же качественно, как и раньше.

"Поэтому говорить, что только зарплата влияет на ситуацию в школе, неправильно", — заявил Гаранжа.

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа
© Sputnik / Вадим Анцупов
Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа

Если говорить о дефиците педагогов, то в первую очередь, считает он, не хватает профессионально подготовленных кадров. Это самая большая проблема. А уж директор, исходя из своих ресурсов, найдет, как удовлетворить финансовые запросы своих самых лучших учителей.

По словам Гаранжи, профессионализм учителей — это прерогатива высшей школы, их готовящей. Обидно, когда у будущего учителя за время его учебы в вузе нет практики работы с детьми.

"Ко мне приходят практиканты и говорят, что на втором курсе были в школе на практике. Сидели за партами и смотрели, как идет урок. Практиковались ли сами? Нет", — рассказал Сергей Гаранжа.

Школа не шоу, а учитель — не поп-звезда

Педагог Линнамяэского русского лицея Елена Парфенова преподает возрастную психологию, и чтобы ученик получил по этому предмету зачет, он должен пройти практику в детском саду. Для некоторых это оказывалось решающим фактором в выборе профессии, связанной с детьми.

Один из них решил стать детским тренером, рассказала Парфенова. Ему объяснили, что за это больших денег не платят. Ну и что, услышали в ответ, мне нравится.

Парфенова заметила, что когда человек идет работать в школу, он понимает, что это не шоу, когда ему за один урок будут платить полторы тысячи евро.

Она привела в пример некоторые страны, где в школах существуют педагогические классы. Ребята, обучаясь в них последние годы, ориентируются на получение в будущем педагогического образования.

В таких классах они изучают необходимые для их профессии предметы, проходят практики, которые пригодятся в будущем, и при поступлении в вуз на педагогическое отделение имеют определенные льготы.

Ребята могут и не стать педагогами, но в любом случае это хорошая практика узнать и проверить себя и свои силы. "Почему бы подобное не попробовать у нас?" — спросила Парфенова.

Нагрузка учителей зашкаливает

У каждого из педагогов лицея, получающего зарплату в полторы тысячи, рассказал директор Гаранжа, большая нагрузка. Он должен не только подготовиться к урокам и провести их, но еще и проверить тетради, напечатать что-то на компьютере и сдать кучу отчетов.

Необходим государственный заказ на профессию

Одно дело, когда не хватает помещений, продолжил Гаранжа, но совсем другое, когда нет учителей. По словам директора, у него в лицее классы опять переполнены: не 25 учащихся, а 30, а то и больше.

Муниципальные структуры помогают школам с ремонтом, необходимым оборудованием. "Но пусть они подсчитают, какое количество учителей школам нужно и сделают заказ на это количество в вузы. Тогда молодые педагоги, получив диплом, отработали бы несколько лет в школе", — высказал наболевшее Сергей Гаранжа. А тем из них, кому негде жить, город также помог бы и с жильем.

Не хватает учителей разных специальностей, заметил в конце директор лицея, но самое обидное — существует дефицит учителей эстонского языка. И это в эстонском государстве!

Читайте также:

Тема:
Школьная жизнь (58)
Теги:
проблемы, учитель, мнения, школа
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik