Прямой эфир
  • USD1.1922
  • RUB90.9894
Образование
Получить короткую ссылку
Школьная жизнь (72)
31180

О том, подходит ли Эстонии безоценочная система в школьном образовании и в чем минусы существующей системы школьных оценок, рассказали Sputnik Эстония директора и педагоги таллиннских школ.

ТАЛЛИНН, 22 авг — Sputnik, Денис Пастухов. Свое мнение о том, нужно ли законодательно изменить* систему оценивания в школах Эстонии, эксперты в сфере образования высказали в ходе круглого стола, прошедшего в пресс-центре Sputnik Эстония.

Так, педагог и психолог Елена Парфёнова подчеркнула, что система образования в целом построена вокруг оценки, поэтому "оценка была, есть и будет". Другой вопрос в том, что любая поставленная оценка должна быть аргументирована. То есть ребенок должен понимать, почему ему поставили, к примеру, тройку или пятерку — чтобы гоняться не за цифрой в табеле, а за соответствующими этой цифре знаниями.

В начальной же школе, уверена Парфёнова, лучше вообще не использовать оценочную систему. Ведь двойка может "убить на корню" мотивацию ученика, и потом восстановить ее крайне непросто — человек может остаться двоечником-троечником и в дальнейшем.

"Это частое явление, что детей наказывают за отсутствие на уроке отрицательной оценкой, но он может знать материал, изучать его самостоятельно. Но в учителе, бывает, говорит уязвлённое самолюбие. Такие ситуации надо пресекать", — считает Парфёнова.

Психолог, педагог Елена Парфенова
© Sputnik / Вадим Анцупов
Психолог, педагог Елена Парфенова

Председатель попечительского совета Таллиннской русской Кесклиннаской гимназии, режиссер и журналист Олег Беседин, продолжая мысль Парфёновой, привел личный пример. Младший сын Беседина учится во втором классе, и вместо оценок используется такой вид безоценочной системы, как смайлики — с улыбкой или, соответственно, грустные.

В математике оценка уместнее, чем в рисовании

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа дополнил, что безоценочная система вводится и в его лицее и подходит для предметов развивающего цикла — физкультуры, рисования, пения — и не только в самых младших классах. А вот для точных наук (той же математики) школа с учетом мнения попечителей решила такую систему не применять.

"Добавлю, что безоценочная система требует очень кропотливой работы классного руководителя, учителя-предметника, так как при такой системе требуется большее объяснение результата. Таким образом мы исподволь нагружаем учителя, увеличиваем его объем работы, не повышая при этом заработной платы", — сказал Гаранжа.

А директор Таллиннской художественной школы Мярт Сультс отметил, что в системе оценивания девальвирована тройка — эта оценка как будто резиновая. Впрочем, это в некоторой степени касается всех оценок. И оценка часто представляет собой только цифру — за ней не стоит необходимый объем знаний.

Родитель должен быть внимательным

Сергей Гаранжа согласился с Сультсом. Да и в разных школах за одной и той же оценкой стоит разный уровень знаний. Недоверия условному Иванову, приходящему из другой школы в Линнамяэский лицей, сказал директор, у него нет. Но, к сожалению, практика показывает — не всегда оценки Линнамяэского лицея соответствуют оценкам других школ.

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа
© Sputnik / Вадим Анцупов
Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа

"Резюмируя, скажу, что шарахаться из стороны в сторону — не лучший вариант. Каждая школа должна принять ту систему оценок, которая ей кажется наиболее оптимальной. А родитель при выборе школы должен внимательно всё изучить и учесть, какая там введена система оценок, какие есть кружки, как построен учебный процесс. А не выбирать школу лишь потому, что ребенок наденет тапочки и добежит до класса за 5 минут", — добавил Сергей Гаранжа.

Ранее Sputnik Эстония приводил слова Сергея Гаранжи о том, что нынешняя система школьного образования в целом работает хорошо, и резких изменений делать не нужно. Для Эстонии, считает Гаранжа, наиболее актуальны только две проблемы — нехватка профессионально подготовленных кадров и то, что не всегда у учеников есть возможность выбора (поэтому следовало бы вернуть сдачу экзаменов по выбору, а не лишь обязательных на данный момент экзаменов по эстонскому языку, по математике и по иностранному языку).

* В Эстонии оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной системе. Согласно закону, школа может использовать и другую систему оценивания, но при окончании гимназии или в случае если учащийся  захочет сменить школу, оценки требуется перевести в пятибалльную систему.

Большая часть гимназий, пользующихся иной системой оценивания, ориентируются на оценочную систему вузов. В гимназии ставят оценки за курсы и итоговые оценки за ступень обучения. Кроме того, при оценке успеваемости учащихся 1-6-х классов основной школы разрешается использовать описательную словесную оценку без числового эквивалента.

Читайте также:

Тема:
Школьная жизнь (72)

По теме

"Электронные учебники — как секс с роботом": руководители школ высказали мнение
Директор школы Сергей Гаранжа раскрыл причины дефицита учителей в Эстонии
Видеоопрос: что можно было бы изменить в системе школьного образования Эстонии
Теги:
школа, оценки, Олег Беседин, Елена Парфёнова, Сергей Гаранжа, Эстония
Загрузка...

Главные темы