Прямой эфир
  • USD1.1833
  • RUB89.1439
Образование
Получить короткую ссылку
Школьная жизнь (72)
442120

О том, необходимо ли реформировать систему образования в Эстонии и какие ее главные недоработки, рассказали в рамках круглого стола, который прошел в пресс-центре Sputnik Эстония, непосредственные участники сферы образования.

ТАЛЛИНН, 16 авг — Sputnik, Денис Пастухов. Гости круглого стола на тему "Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?", который прошел в пресс-центре Sputnik Эстония в пятницу, 16 августа, озвучили основные мысли о существующей системе школьного образования в Эстонии. И сошлись во мнении — не всё так плохо.

В  пресс-центре Sputnik Эстония  круглый стол на тему Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?
© Sputnik / Вадим Анцупов
В пресс-центре Sputnik Эстония круглый стол на тему "Начало учебного года: ждем новых знаний или новых проблем?"

Так, нынешняя система образования Эстонии, уверен директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа, дает положительный результат, и ее не нужно в очередной раз радикально менять.

Впрочем, в любую систему, даже такую консервативную, как образование (и такой, по мнению участников круглого стола, она и должна оставаться), нужно или можно вносить нюансы. Однако же в систему образования в Эстонии слишком часто пытаются внедрить именно резкие, коренные изменения, подчеркнул Гаранжа.

Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа
© Sputnik / Вадим Анцупов
Директор Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа

За 30 лет его директорского стажа не раз были ситуации, когда в школе не успевали развернуть новенькие, лежащие в стопках учебники, как уже вводили новую программу и приходили другие учебники. Старые же учебники оказывались ненужными, то есть немалые деньги просто выбрасывались на ветер.

Гаранжа о проблемах эстонской системы образования

 "Образование нельзя реформировать каждый день. В Эстонии часто так: пришел новый министр — пошла очередная реформа. Но кто проверял, работает она или нет... Как будто кто-то ставит с утра до вечера человеческие эксперименты — сойдут дети и учителя с ума или не сойдут", — полностью согласился с директором Линнамяэского лицея директор Таллиннской художественной школы Мярт Сультс.

Сультс: педагог в школе напоминает актера в жанре стендап-комедии

Но если в корне менять ничего не нужно, то отшлифовывать и усовершенствовать имеющееся — необходимо, считают гости пресс-центра Sputnik Эстония.

Выпускница: в школе часто "ломают" детей

Основные проблемы эстонского образования в своей речи озвучила недавняя выпускница гимназии Мария Гольдрин, и коснулись они именно гимназической ступени.

Выпускница гимназии Мария Гольдрин
© Sputnik / Вадим Анцупов
Выпускница гимназии Мария Гольдрин

Гольдрин рассказала, что если в основной школе ей действительно было интересно учиться и открывать для себя что-то новое, то в гимназии с точностью до наоборот. По ее наблюдениям, современные дети с радостью идут в первый класс, но в десятый класс — уже без всякого желания.

"Ко мне слишком резко поменяли отношение. И не только ко мне: я видела лица своих одноклассников, которые также оказались в недоумении — почему с позиции ребенка нас автоматически перевели в позицию взрослого? Это очень напрягло", — сказала Гольдрин, отметив, что учеба стала не постижением новых знаний, а нездоровой конкуренцией.

Я живу в чудесном городе Земли, на улице Свободы

Гольдрин предложила бы ввести на гимназической ступени больше свободы для учеников, что помогло бы сблизить с ними учителя: например, периодически давать школьникам возможность преподавать. То есть если с учеников требуют как со взрослого, то неплохо бы было и соответственно к ним относиться.

К тому же часто учитель живет собственной жизнью, уступая в качестве изложения информации даже учебнику, а ребенку при этом остается надеяться только на себя. Пообщаться с учителем, рассказать о своих проблемах, получить ответы на вопросы — невозможно.

"Форма обучения могла бы быть более свободной, игровой. Когда учитель заходил в класс, и на его лице было написано, что он просто будет говорить одно и то же, что и на протяжении уже 15 лет подряд, то что я как ученица должна была из этого почерпнуть? Ученику и учителю нужно больше работать вместе и доверять друг другу," — посетовала на отсутствие сплоченности между учениками и учителем Мария.

Педагог и психолог Елена Парфёнова, откликнувшись на слова Марии Гольдрин, высказала мнение, что школьная система Эстонии и вправду не учит школьников задавать вопросы, более того, они боятся их задавать.

Психолог, педагог Елена Парфенова
© Sputnik / Вадим Анцупов
Психолог, педагог Елена Парфенова

Возможно, это недостаток времени на уроках или стереотип, что если ты задаешь вопросы, то ты не самый умный.

"Нужно учиться превозмогать эту "глухую оборону" и задавать любые вопросы — и учителю, и своим сверстникам. Детей зачастую просто пичкают информацией. Но каждый учитель должен найти время для того, чтобы собрать обратную связь — что ученик успел, что осталось непонятным, что было интересно. Если вопросы учеников для педагога незначимые — это катастрофа", — заявила Парфёнова.

"Я преподавал химию так, как хотел бы, чтобы преподавали и мне, и строил учебную программу так, чтобы все ученики были связаны со мной. Я в качестве преподавателя на уроках никогда не сидел, ходил по классу, смотрел, у кого и какие есть вопросы. Единственное место, где я стоял — это доска, и мелом я держал во внимании всех 30 учеников. Если преподаватель приходит с мутными глазами и мыслью, что уже 20 лет подряд читает одно и то же, то его в класс пускать нельзя", — вспомнил о своем большом опыте учителя Мярт Сультс.

Директор Таллиннской художественной школы Мярт Сультс
© Sputnik / Вадим Анцупов
Директор Таллиннской художественной школы Мярт Сультс

Мария Гольдрин обратила внимание и на бешеную нагрузку, ставшую одной из основных тем дискуссии. Так, девушке во время учебы в гимназии за полгода предстояло освоить аж тринадцать предметов. И ей еще повезло — она жила неподалеку и не тратила много времени на дорогу.

К тому же в школе зачастую считается, что образование можно получать только за партой, а кружки и спортивные секции остаются "за кадром". Но у подростков есть и внешкольные занятия, и свои увлечения, которые тоже отнимают много времени. Поэтому в старших классах нередки случаи списывания — сил на учебу просто не остается.

От нагрузки волосы встают дыбом

В школьной системе нет гибкости, считает Гольдрин, всё протекает в одном ритме. Хотя могли бы учитываться возможности и потребности ученика, который, к примеру, может прочесть в один день 100 страниц книги, а на следующий день — ни одной, в то время как система не признает отклонений и требует с ученика ежедневно число 50.

"В школе я занималась спортом, изучала языки, у меня было много разных кружков. Сейчас, когда я думаю о том, как я всё успевала — у меня волосы дыбом поднимаются. У меня испортилось здоровье, снизилась самооценка, потому что я уже не думала о качестве учебы как о саморазвитии, а просто пыталась сделать как можно больше. Это лето — первое в жизни, когда я могу прочесть любимую книгу", — сказала Гольдрин.

Директор: нагрузка — колоссальная

Очень высокая нагрузка, отметил, отвечая на речь Гольдрин, Сергей Гаранжа, характерна не только для учеников, но и для учителей. И эта проблема во многом связана с главной, по его мнению, проблемой эстонского образования — это нехватка профессионально подготовленных кадров.

Коснувшись же нагрузки на учеников, Гаранжа признал, что она колоссальная, и озвучил один из вариантов более разумного ее распределения — разноуровневую систему обучения, которая введена, например, и в Линнамяэском русском лицее.

Гимназический экзамен по математике, сказал Сергей Гаранжа, никто не отменял, в Эстонии эта дисциплина обязательна к сдаче. Но кому-то нужен балл от 90 до 100, а кому-то достаточно минимального зачетного балла. То есть, к примеру, человек, который связывает свою жизнь с точными науками и ему нужна математическая подкованность, может изучать математику в количестве пяти уроков в неделю, в то время как гуманитарию такие жертвы ни к чему, он может ограничиться и тремя уроками.

Важна, чтобы не допустить переутомления учеников, и слаженность в педагогическом коллективе: к примеру, если один учитель задал много заданий на дом, то его коллега должен знать об этом и задавать в свою очередь поменьше.

"Это спорная ситуация. Но я бы вернул сдачу государственных экзаменов по выбору. Если я иду изучать биотехнологию, то сдаю в качестве выпускных экзаменов биологию и химию, ну и эстонский язык. Также английский язык. Кто-то идет изучать журналистику, ему не нужна математика, а нужен другой блок предметов. В случае экзаменов по выбору не нужно давать ученикам напрасную нагрузку", — отметил Гаранжа.

В его лицее также есть 29 предметов по выбору, которые вполне могут стать дальнейшей профессией. Один из преподавателей там — председатель попечительского совета Таллиннской русской Кесклиннаской гимназии, режиссер и журналист Олег Беседин, который также присутствовал на круглом столе.

"Я преподаю в Линнамяэском русском лицее фотографию, видео, режиссуру. И дети настолько втянулись, что на летних каникулах мы снимаем художественное кино. Родители не должны вести ребенка из-под палки в школу к 8 часам, а детям должно быть интересно", — включился в обсуждение Олег Беседин.

Председатель попечительского совета Таллиннской русской Кесклиннаской гимназии Олег Беседин
© Sputnik / Вадим Анцупов
Председатель попечительского совета Таллиннской русской Кесклиннаской гимназии Олег Беседин

"И когда школьники поняли, что кино им интересно, тогда можно углубленнее изучать те предметы, которые нужны для поступления в профилирующий вуз", — дополнила мысль Олега Беседина Елена Парфёнова.

Читайте также:

Полную запись круглого стола на тему образования смотрите здесь >>

Тема:
Школьная жизнь (72)

По теме

Украинские школьники и череда ремонтов: вице-мэр рассказал, что ждет школы Таллинна
Школьники Эстонии отправятся в Россию за новейшими знаниями — эксклюзив
Таллиннский школьник: кубики Рубика из Китая приходится заказывать
Теги:
Олег Беседин, Елена Парфенова, Мярт Сультс, Сергей Гаранжа, Эстония, пресс-центр Sputnik Эстония
Загрузка...

Главные темы