20:13 19 Августа 2019
Прямой эфир
  • USD1.1103
  • RUB74.2984
Ребенок делает уроки с матерью

Зона родительского контроля: когда уроки на дом становятся каторгой

© Sputnik / Артем Житенев
Образование
Получить короткую ссылку
Советы психологов и психиатров (56)
22820

Какие ошибки совершают родители, устраивая тотальный контроль над учебой ребенка или проявляя равнодушие к его школьной жизни, объяснили Sputnik Эстония психологи.

ТАЛЛИНН, 11 авг — Sputnik, Илона Устинова. С середины августа дети и их родители начинают закупаться канцтоварами и морально готовиться к предстоящему учебному году. Очень часто школьники испытывают стресс не столько из-за самого учебного процесса или плохих отметок, сколько из-за пристального родительского контроля и страха быть наказанным за очередную двойку.

Психологи рассказали Sputnik Эстония, какие ошибки чаще всего допускают родители, вмешиваясь в подготовку домашних заданий или пытаясь убедить учителей, что те выбрали якобы неправильную методику преподавания.

Родительская тревожность заразна

Детский психолог и в прошлом школьный педагог Елена Парфёнова рассказала, что жестким контролем за учебным процессом занимаются, как правило, тревожные мамы.

Психолог Елена Парфёнова
© Sputnik
Психолог Елена Парфёнова

Обычно родители, которые хорошо знают своих детей, могут спокойно наделять их определенной ответственностью в каждый возрастной период и устанавливать необходимые границы. Тревожные мамы зачастую этого себе не позволяют, поэтому пытаются постоянно контролировать и чрезмерно оберегать свое чадо. "Такая мать может заразить тревожностью ребенка, она может даже из эмоционально и психологически сильного ребенка сделать неуравновешенного. И это обесточивает его развитие", — отметила Парфенова.

По словам психолога Ольги Пахомовой, такие мамы-"наседки" не дают детям возможности попробовать свои силы и попытаться найти свою собственную мотивацию.

Важные для родителя аргументы, вроде дальнейшего поступления в институт и получения хорошей работы, для маленького школьника — чуждые понятия.

"Он не очень понимает, зачем ему это сейчас. Детская энергия и любопытство направлены на реальную жизнь, а не на "потом", — пояснила Пахомова.

Задания в дневнике не для мамы

В интернете можно встретить множество фотографий и видео, на которых родители делают уроки вместо детей, пока те играют или спят. Или ребенок плачет над тетрадью, а мама пытается вытащить из него хоть какие-то знания по заданной теме. Ольга Пахомова отметила, что таким образом родители совершают огромную ошибку.

Довольно часто домашние уроки становятся камнем преткновения в семейных отношениях, особенно когда ребенок говорит "я не могу" еще до того, как попробовал решить задачу. Елена Парфёнова рекомендует для начала выяснить, что ребенок сделал для того, чтобы так сказать, подсказать ему, посмотреть, как справляется, и поддержать.

"Если делаем задания вместо него, то просто связываем ему руки", — сказала Парфёнова. А за предполагаемой ленью, добавила она, иногда кроется страх ошибиться. Для некоторых детей проще ничего не сделать, чем потерпеть фиаско, а кто-то просто не умеет попросить о помощи.

Не стоит самоутверждаться за счет ребенка

Нередко встречаются семьи, в которых родители сами были далеко не отличниками в школе, но от своих детей начинают требовать по максимуму. "Это называется самоутвердиться за счет ребенка. Я не смог, а ты за всех нас покажешь, как должно быть", — пояснила Парфёнова.

 

Такое поведение, по ее словам, может привести в дальнейшем к неуспешности ребенка и непониманию его собственных потребностей. Когда он постоянно подвергается манипуляции со стороны родителей, то становится ведомым и для других людей.

Двойка бывает круче пятерки

Часто бывает, что ребенок боится не столько получить в школе плохую отметку за свои знания, сколько наказания, которое он получит за нее дома.

"Он умоляет учителя не ставить плохую оценку, потому что дома будут ругать. Эта ситуация делает обоих заложниками: учитель не может оценить знания ученика, потому что родители его рассматривают только через эту призму. Ребенок и оценка — это не одно и то же", — сказала Парфёнова.

Плохая оценка, по ее словам, — это лишний повод поговорить, разобраться в причине и оказать поддержку. Порой даже отличнику хочется принести домой "двойку", чтобы просто обратить на себя внимание. "Из-за пятерок мы своих детей не замечаем, воспринимаем это как само собой разумеющееся. Некоторые учатся на отлично, потому что хотят быть удобными. Так что иногда двойка даже круче, чем пятерка", — считает психолог.

"Пряник" может превратиться в ловушку для родителей

Оба психолога утверждают, что наказывать ребенка за плохие оценки или неуспеваемость нельзя, поскольку такой метод создает еще больше стресса, а слово "учёба" и вовсе начнет вызывать истерику.

Что же касается вознаграждений за пятерки, то этот способ для многих детей довольно быстро перестает быть мотивацией, а в некоторых случаях и вовсе создаст проблемы для самих родителей. "В целом ничего страшного в поощрении нет, главное — не попасть в рабство к ребенку, потому что он может начать требовать больше", — предостерегает Пахомова.

Психолог, психотерапевт Ольга Пахомова
© Фото : из личного архива Ольги Пахомовой
Психолог, психотерапевт Ольга Пахомова

Родитель должен прочувствовать эту тонкую грань и, прежде чем что-то пообещать, тщательно все взвесить. Для большинства детей материальная похвала может оказать отрицательное влияние.

"Ребенок начнет измерять свои достижения в деньгах или подарках. Но тогда у него не будет внутреннего понимания, зачем он это делает. Если за условную конфетку, как в дрессуре, то учеба не остается в виде багажа навыков и знаний", — сказала Парфёнова.

"Гугл" не сделает специалистом

Елена Парфёнова отметила и еще одну особенность многих родителей. После прочтения нескольких статей в интернете, они вдруг начинают считать себя специалистами в области педагогики и позволяют себе вмешиваться в работу учителя.

"Родители должны понимать, что корректировать работу профессионала надо тоже умеючи. Наставления о том, что учитель должен делать на своих уроках, скорее всего, вызовет отторжение", — сказала Парфёнова.

Самая грубая ошибка, по ее словам, которую допускают родители, — это обсуждение педагога, даже если он действительно был не прав, в присутствии ребенка. "Как только мы обесцениваем учителя в глазах ребенка, говорить о нормальном обучении и о каких-то достижениях невозможно", — считает психолог.

Где же золотая середина?

Чрезмерный контроль или полное равнодушие одинаково негативно сказываются на эмоциональном фоне ребенка. Психологи советуют в первую очередь прислушиваться к своему ребенку. Помогать тогда, когда он просит, но при этом не выполнять задания вместо него, а стараться направлять. И даже если понадобится десять раз объяснить одну и ту же формулу, необходимо набраться терпения.

Ребенок не должен пытаться угодить, получая хорошие отметки, или испытывать страх, принеся двойку. "Ребенка надо просто любить и участвовать в его жизни не в качестве диктатора, а наблюдать и помогать. Мы — модель того, как ребенок будет строить отношения с окружающим миром", — сказала Парфёнова.

 

Тема:
Советы психологов и психиатров (56)

По теме

В эстонских школах могут ввести уроки по распознаванию фальшивых евро
Фотокорреспондент Sputnik Эстония провел в школе урок фотографии
Идея перенести время начала уроков: в интересах детей или политиков
Теги:
Ольга Пахомова, Елена Парфенова, учеба, школьники, Эстония
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik