04:29 15 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD1.0997
  • RUB70.4908
Причал портового оператора Transiidikeskuse AS в грузовом порту Мууга

Добьет ли правительство Эстонии остатки транзита

© Sputnik / Вадим Анцупов
Экономика
Получить короткую ссылку
Транзит нам нужен (106)
95450

В случае если власти Эстонии откажутся от свободной зоны порта Мууга, работающие с третьими странами компании потеряют клиентов и объем переваливаемых через эстонский порт транзитных грузов еще сократится.

ТАЛЛИНН, 21 окт — Sputnik, Александр Лукьянов. Министерство финансов Эстонии не исключает вероятность того, что Муугаский порт может быть лишен статуса свободной зоны, который мешает фирмам, не завязанным на работе с третьими странами.

В своем письме операторам свободной зоны Мууга Министерство финансов Эстонии говорит о необходимости изменения сегодняшних границ свободной зоны или и вовсе ее отмене.

Упразднения свободной зоны нельзя допустить

Глава компании Express Shipping Service Виктор Иванов считает, что ликвидации свободной зоны в порту Мууга ни в коем случае нельзя допустить. Письмо от Министерства финансов он не получал, зато пришел опросник от центрального контейнерного оператора HHLA, располагающегося в Мууга. В нем предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся транзитных грузов.

"Я сразу же ответил, что свободную зону надо отстаивать, и привел примеры, какие преимущества она дает", — заметил Иванов.

Глава Express Shipping Service Виктор Иванов
© Фото : из личного архива Виктора Иванова
Глава Express Shipping Service Виктор Иванов

Глава компании согласился, что транзитный поток по сравнению с тем, каким он был 20-25 лет назад, уменьшился в разы. Но в то время у России на Балтике не было больших портов, сегодня же ситуация кардинальным образом изменилась. И все же контейнерные грузы, связанные с Россией и СНГ, идут, и много эстонских компаний, связанных с их обработкой, задействованы на этом направлении.

У Express Shipping Service многолетние контракты, которые работают только на основании того, что существует свободная зона. В этой же зоне работают и компании иного профиля, перевозящие металл, уголь, лес.

"Конечно, содержание подобной свободной зоны требует расходов. Но пусть и в уменьшенных размерах, она должна функционировать", — уверен бизнесмен.

Могут увеличиться расходы и срок доставки груза

Член правления NTN Eesti AS Михаил Жигалин отметил, что количество грузов, которые компания транзитом доставляет в Россию и СНГ или оттуда в Европу, не уменьшилось.

NTN Eesti AS занимается доставкой морем транзитных грузов в контейнерах. В одном контейнере может находиться груз, принадлежащий десяти или даже пятнадцати разным грузополучателям. При помещении контейнера на склад в свободной зоне, находящийся в нем груз не нужно декларировать. Если же контейнер выгрузить вне зоны, то на каждый из грузов необходимо будет представить полный комплект документов.

"Это нередко не представляется возможным сделать сразу, ведь клиенты не всегда имеют нужные документы на руках. Но если хотя бы на один из грузов их не будет, контейнер не выгрузят", — рассказал Жигалин.

Компания будет вынуждена собирать весь комплект документов, что отразится на скорости обработки грузов в порту. При этом возрастет стоимость транзитной декларации, которая зависит не только от стоимости декларируемого товара, но и от количества товарных кодов в номенклатуре контейнера.

"Основные проблемы, связанные с изменением статуса свободной зоны, приведут к увеличению операционных расходов и срока доставки груза конечному получателю. Что, конечно, его не обрадует", — сказал Жигалин.

Наличие свободной зоны привлекает клиентов и повышает конкурентоспособность страны. "Ведь в свободной таможенной зоне непосредственный заказчик груза хранит его на складе без всякого оформления таможенной декларации, и груз может быть продан конечному покупателю тогда, когда нужно", — сказал Жигалин.

Транзитные потоки уменьшились

Для компаний же, которые работают с грузами, не покидающими территории ЕС, свободная зона лишь усложняет жизнь.

По словам директора компании Proline Trans Семена Урбана, из-за потери значительной части российского транзита произошло распределение грузопотоков. Сейчас большая часть товаров перемещается внутри Евросоюза, имеющего с Эстонией единое экономическое пространство. Для этого свободная зона не нужна в принципе, поэтому смысл ее существования и оказался под вопросом.

"Из-за наличия свободной зоны усложнился документооборот. Если, например, у вас — европейский груз и передвигаться он должен по территории Евросоюза, то попав сначала на территорию свободной зоны, он покинет ее только после заполнения определенной таможенной декларации", — рассказал директор компании.

Оставляя же такой груз на обычном складе, владелец может хранить его там до 90 дней, не декларируя и не ставя на учет. Получается, что уменьшается потребность в складах, находящихся на территории свободной зоны и пользовавшихся ее преимуществами при транзите.

Он не берется предсказать, как будет реорганизована зона в Мууга, но в любом случае это будет непростое решение. "Подобные решения принимаются не от хорошей жизни", — заключил директор Proline Trans.

Отказ от свободной зоны был бы недальновидным шагом

Председатель правления НО "Ассоциация Логистики и Транзита" Андрес Валгерист, сразу как только узнал о письме из Министерства финансов, позвонил туда и попросил разъяснить суть министерского обращения.

"Меня успокоили, сказав, что свободную зону в порту Мууга ликвидировать не собираются. Во всяком случае, никаких конкретных планов на сегодняшний день не существует", — сказал Валгерист.

Председатель правления Ассоциация Логистики и Транзита Андрес Валгерист
© Фото : из личного архива Андреса Валгериста
Председатель правления Ассоциация Логистики и Транзита Андрес Валгерист

Тем более, нельзя это делать в свете предстоящего Brexit, когда Великобритания покинет Европейскую экономическую зону, предусматривающую свободное движение товаров и грузы из нее должны будут облагаться таможенными пошлинами.

Валгерист считает, что, скорее всего, речь идет лишь о некоторых изменениях в режиме работы свободной зоны Муугаского порта, в связи с чем правительство хочет уточнить действия операторов и их товарооборот.

Читайте также:

Тема:
Транзит нам нужен (106)

По теме

Куда движутся страны СНГ после распада СССР
Индрек Пааль: по транзиту грузов Эстония проиграла всем соседям
Якунин рассказал, в каком случае Эстония может рассчитывать на транзит
Какие шансы у Эстонии вернуть себе российский транзит — мнение
Теги:
мнения специалистов, порт Мууга, транзит
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik