Прямой эфир
  • USD1.1922
  • RUB90.9894
Экономика
Получить короткую ссылку
76560

В результате реформы востребованием штрафов и прочих долгов государству в Эстонии станет заниматься Налогово-таможенный департамент, а не судебные исполнители.

ТАЛЛИНН, 6 авг — Sputnik, Александр Лукьянов. В настоящее время концепция реформы согласовывается, и в полном объеме намечаемую реорганизацию Министерство юстиции проведет не ранее 2022 года.

Целесообразны ли грядущие изменения, с таким вопросом Sputnik Эстония обратился к юристу Андрею Вестеринену, экономическому обозревателю Леониду Цингиссеру и экономисту Владимиру Вайнгорту.

Каждая государственная служба должна заниматься своим делом

Как сказал Вестеринен, ему непонятно, зачем нужно передавать функции взимания долгов и штрафов в ведение Налогово-таможенного департамента. Ведь в Эстонии существует структура, которая этим занимается, – Палата судебных исполнителей и банкротных управляющих.

Юрист Андрей Вестеринен
© Sputnik / Вадим Анцупов
Юрист Андрей Вестеринен

К тому же, заметил юрист, любая реорганизация требует денег, и Налогово-таможенному департаменту придется создать специальный отдел для востребования долгов и обучить его сотрудников работать по общим правилам.

"Каждый департамент должен заниматься сугубо своим делом", — считает Вестеринен.

Налоговики тянуть с долгами не станут

В плане фискальной политики, как отметил экономический обозреватель Леонид Цингиссер, Налогово-таможенный департамент обладает законодательной властью, но в случае реорганизации ему будет отдана и исполнительная.

Консультант по экономическим вопросам Леонид Цингиссер
© Sputnik / Вадим Анцупов
Консультант по экономическим вопросам Леонид Цингиссер

И тогда каждое решение суда, прогнозирует он, налоговики будут мгновенно приводить к исполнению. Возможно, именно на это и нацелена реформа — на своевременное взыскание неоплаченных государственных требований. При этом обжаловать действия департамента будет трудно.

"Но следует также признать, что при ныне действующей системе судебные исполнители свои издержки нередко завышают и действуют безапелляционно", — сказал Цингиссер.

Судебные исполнители дерут с должников три шкуры

Полгода назад, напомнил он, случился скандал, когда судебный исполнитель описал банковские счета должников. Закон вроде бы стоит на стороне гражданина и говорит, что существует некий прожиточный минимум, которого его нельзя лишать. Судебный же исполнитель, трактуя закон в свою пользу, описал счета должников до нуля.

Когда история попала в прессу и в ней стали разбираться журналисты, оказалось, что подобная практика существует сплошь и рядом. С этой точки зрения, заметил Цингиссер, институт судебных исполнителей в Эстонии, конечно, нуждается в реформе.

"Главное, чтобы выполняя в результате реформы новую для себя функцию взыскателя неоплаченных государственных требований, Налоговый департамент не переусердствовал", — заключил Леонид Цингиссер.

Реформа станет завоеванием эстонской юстиции

По словам экономиста Владимира Вайнгорта, готовящаяся реформа станет существенным демократическим завоеванием эстонской юстиции. Ведь сам по себе институт судебных исполнителей, на его взгляд, — сомнительное образование.

Доктор экономических наук Владимир Вайнгорт
© Sputnik / Вадим Анцупов
Доктор экономических наук Владимир Вайнгорт

Судебные исполнители или приставы, разъяснил Вайнгорт, не являются государственными служащими.

"Включение сферы деятельности судебных исполнителей в сферу работы государственного учреждения, Налогово-таможенного департамента, оздоровит ее", — уверен экономист.

Пусть инструментом принуждения владеет государство

По мнению Вайнгорта, Налогово-таможенный департамент в Эстонии — одна из наиболее цивилизованных служб.

"Это не только мое мнение или мнение эстонских специалистов, это неоднократно отмечали специалисты из разных стран как Евросоюза, так и постсоветских государств", — сказал Вайнгорт.

А если к тому же, добавил экономист, деятельность судебных исполнителей по взысканию не только государственных, но и частных долгов передали бы в ведение государственных институтов, скажем, внутренних дел или полиции, то это было бы еще более эффективным шагом.

Все-таки институт судебных исполнителей — это орган принуждения. А система принуждения по канонам демократического государства должна быть инструментом исключительно государства, а не передаваться в частные руки. Не дай бог, заметил Вайнгорт, нашим гражданам испытать на себе, что такое наценка судебных исполнителей, очень часто она оказывается выше суммы долга.

"Реформа исполнительного производства будет не только соответствовать правовой системе демократического государства, но еще и окажет гуманистическое воздействие на все эстонское правовое и экономическое пространство", — завершил комментарий Владимир Вайнгорт.

Кодекс об исполнительном производстве ущемляет права человека >>

По теме

Судебный исполнитель сможет забрать у должника больше денег
Судебный исполнитель: мы не хотим обобрать должника
Правда и право: Госсуд Эстонии запретил судебным исполнителям обирать людей до нитки
Теги:
Эстония, долг, судебный исполнитель
Загрузка...

Главные темы