Прямой эфир
  • USD1.1813
  • RUB86.5850
Экономика
Получить короткую ссылку
Секрет успеха (53)
113860

В Эстонии создана благоприятная среда для открытия собственного бизнеса, однако многие предприниматели-новички терпят крах из-за собственных ошибок, которых можно избежать, считают специалисты.

ТАЛЛИНН, 6 окт — Sputnik, Илона Устинова. В стране проходят немало мероприятий, которые призваны повысить информированность общества о бизнесе и расширить знания предпринимателей. В их числе традиционная Неделя предпринимательства, которая должна завершиться в воскресенье, 7 октября.

Многие уже знают, что открыть свою фирму в Эстонии можно не выходя из дома, потратив на процедуру меньше получаса и даже не имея стартового капитала. Однако стать успешным предпринимателем и получать доход от своего бизнеса удается далеко не всем.

Sputnik Эстония выяснил, с какими трудностями сталкиваются начинающие предприниматели, что они не учитывают в погоне за прибылью и как можно получить финансирование от государства.

Жительница Таллинна Екатерина рассказала Sputnik Эстония о двух своих неудачных попытках в бизнесе. В 2008 году, оставшись без работы с маленьким ребенком на руках, она решила последовать совету знакомой и заняться продажей нижнего белья.

Розовые очки и отсутствие опыта

Не разобравшись во всех тонкостях дела, Екатерина нашла определенную сумму денег, купила готовую фирму, сделала ее налогообязанной, закупила товар в России и стала продавать его по методу "сарафанного радио". Совершив несколько рейсов, однажды она привезла товар, который не заинтересовал покупателей и оказался "мертвым грузом".

Елена Резанова: случайная информация может запустить лавину жизненных перемен>>

"В итоге через год пришлось найти себе работу, чтобы выплачивать накопившиеся в ходе моей деятельности долги. Да еще и в налоговой системе я тоже не до конца разобралась", — рассказала Екатерина.

Второй ее опыт был связан с товарами для здоровья. Открыть фирму на двоих Екатерину уговорила девушка, с которой она была знакома лишь шапочно.

"Мы нашли хороших поставщиков в Москве, провели с ними переговоры. Продукция оказалась классная, но вот кто ее будет покупать у нас, не разобрались. Заказали много товара, заплатили за растаможку, сняли склад для хранения, где он благополучно и "завис", — вспоминает Екатерина.

Она понятия не имела, как надо продавать такого рода товар и каким образом проводить рекламные кампании. Поскольку спрос на продукцию даже среди знакомых был крайне низким, срок годности подходил к концу, а делать дополнительные финансовые вливания не было возможности, фирму пришлось закрыть.

Успешные предпринимательницы развеяли мифы о деловых женщинах>>

"Думаю, мне тогда не хватало уверенности в себе, казалось, что ошибки нельзя исправить. Набив шишки, теперь я точно знаю, как надо и не надо делать, поэтому не собираюсь останавливаться, а буду двигаться дальше", — сказала Екатерина.

Первые годы не стоит рассчитывать на прибыль

Специалист в области веб-медиа и SMM Олег Гурин помогает начинающим предпринимателям в продвижении их бизнеса через социальные сети и не понаслышке знает, почему у некоторых из них возникают проблемы на первых этапах раскрутки своего дела.

Одна из главных причин, по его мнению, — это отсутствие четкой цели и планирования своих действий. "Пренебрежение такими важными моментами, как бизнес-план, маркетинг, анализ рынка и конкурентов, приводит к тому, что начинающие компании закрываются с минусами и долгами в первый же год работы. Особенно на таком маленьком рынке, как Эстония, следует очень хорошо подумать – есть ли смысл лезть в жестокую конкурентную борьбу с таким же товаром или услугой, как у многих?" — сказал Гурин.

Веб-медиа специалист Олег Гурин
© Фото : из личного архива Олега Гурина
Веб-медиа специалист Олег Гурин

Но и уникальный продукт, по его словам, тоже не всегда помогает долго держаться на плаву. Благодаря интернет-площадкам и социальным сетям, очень четко можно увидеть эффект цепной реакции, когда кто-то запускает на рынок новый продукт и уже через месяц это "новое" можно купить в каждом киоске от разных поставщиков.

"Люди не особо хотят думать, они берут то, что, по их мнению, выгодно идет, тем самым "заваливая" рынок товаром и нарушая баланс между спросом и предложением. Проигрывают в итоге все", — считает Гурин.

Он выделил еще несколько ключевых причин, по которым некоторые начинающие предприниматели терпят крах. Например, ожидание огромных доходов в первый год работы, хотя в реальности первые пару лет в некоторых сферах часто приходится работать "в ноль", а то и вовсе в убыток. Многие не желают обучаться и повышать уровень своих знаний в разных областях, сопутствующих их бизнесу, а также пренебрегают четким планированием и не заботятся об уникальности и высоком качестве своего продукта или услуги.

Одни боятся, другие не разобравшись делают

По личным наблюдениям маркетолога с многолетним стажем Яны Гашковой, в Эстонии предпринимательство очень развито, и в течение года открывается достаточно большое количество новых фирм. Однако гораздо больше тех, кто горит желанием начать свое собственное дело, но не решается на первый шаг.

Легко ли быть молодым: специалисты вынесли вердикт>>

"Человек сомневается, справится ли он с тайм-менеджментом, с управлением фирмой, сможет ли он заявить о себе, чтобы люди знали о его деятельности. У некоторых существует комплекс перфекциониста: либо делать идеально, либо не браться совсем, что тоже мешает начать свое дело", — сказала Гашкова.

Она добавила, что второй момент, который часто останавливает открыть свою фирму и работать на себя, – финансовый, поскольку, как минимум на первых порах, пропадает стабильность в заработке.

Яна Гашкова
© Фото : из личного архива Яны Гашковой
Яна Гашкова

Есть, по словам маркетолога, и другая категория людей. Они все же решают заняться бизнесом, оформляют свою фирму в регистре, а затем неожиданно сталкиваются с нехваткой собственных навыков в сфере предпринимательства. Возникает необходимость разбираться в налоговой системе, вести бухгалтерский учет, выставлять счета и выплачивать зарплаты, уметь вести переговоры с партнерами, а также следить за обновлениями алгоритмов социальных сетей, чтобы заказывать там рекламу.

"Тебе казалось, что будешь просто заниматься любимым делом и появится много свободного времени, а на самом деле получается иначе. Работать приходится не с 7 утра до 5 вечера, а с раннего утра и до полуночи. Многие оказываются к этому не готовы", — отметила Гашкова.

К тому же, добавила она, рынок в Эстонии очень насыщенный, едва ли найдутся сферы, где нет конкурентов. Надо уметь выделяться, заявлять о себе, а этот навык, по мнению Гашковой, есть не у всех.

От портнихи до владелицы салона красоты

Предприниматель Марина Полякова много лет проработала портнихой, но всегда была уверена в том, что однажды займется собственным бизнесом и будет он связан с индустрией красоты.

"Меня сильно задевало то, что регион Ида-Вирумаа серенький, а многие женщины закомплексованы, с заниженной самооценкой. Моя цель и миссия были в том, чтобы их преобразить. Я жила с этой мыслью много лет", — рассказала Полякова.

Предприниматель, владелец салона красоты Марина Полякова
© Фото : Marina Poljakova
Предприниматель, владелец салона красоты Марина Полякова

Пройдя специальные курсы, в свободное от работы время она начала предлагать услуги визажиста. А несколько лет назад Полякова перенесла операцию и была вынуждена зарегистрироваться в Кассе страхования по безработице (Касса), где первым делом записалась на курсы по предпринимательству. Проведя тщательный анализ рынка и разработав стратегию, через 5 месяцев она составила бизнес-план к собственному проекту, на который был выделен стартовый капитал от Кассы.

Однако владелица салона, в котором Полякова собиралась арендовать кабинет и уже закупила для него оборудование, в последний момент отказалась подписывать с ней договор.

"Я была, конечно, в шоке. Но потом совершенно случайно увидела объявление о продаже бизнес-площади в моем доме и решила ее купить. Пришлось переписывать бизнес-план и перестраивать себя, ведь теперь я не арендатор, а владелица салона", — сказала Полякова, которая уже шесть лет успешно руководит собственным делом.

Таисия Кудашкина: женщина в бизнесе — игры по-взрослому>>

Самыми сложными, по ее словам, оказались первые два года деятельности. Пришлось столкнуться с различного рода трудностями: от корректного составления договоров и подбора персонала до рекламного продвижения и поиска клиентов. Полякова считает, что смогла добиться желаемого результата благодаря острому желанию достичь своей цели и особенности своего характера доводить всё до конца.

Ставку лучше делать на экспорт

По мнению юриста, руководителя юридического бюро Companion Алексея Смелова, в Эстонии создан достаточно хороший климат для развития бизнеса, а резидент страны при наличии ID-карты и владении эстонским языком может зарегистрировать свою фирму буквально за 15 минут. Еще один немаловажный плюс заключается в том, что теперь зарегистрировать юридическое лицо можно без внесения уставного капитала, как это было раньше.

Однако прежде чем начинать свою предпринимательскую деятельность, необходимо изучить несколько важных моментов.

"Обязательно надо выяснить, не попадает ли ваш вид деятельности под лицензирование и получение различных разрешений. Их отсутствие может грозить штрафами либо прекращением деятельности юридического лица", — сказал Смелов.

Он пояснил, что лицензии требуются, например, в такой сфере, как строительная, а при открытии мест общественного питания нужны разрешения от Ветеринарно-пищевого департамента. Также необходимо получить лицензию для оказания финансовых услуг, за которыми следит Финансовая инспекция.

Что же касается развития бизнеса в Эстонии в целом, то здесь, по мнению юриста, достаточно маленький рынок и пока что низкая покупательная способность.

"На сегодняшний день достаточно хорошо может развиваться деятельность, направленная на экспорт. Например, производить товары или услуги здесь и продавать их в другие страны. Со стороны государства для этого тоже дается достаточно хорошая возможность", — считает Смелов.

Юрист Алексей Смелов
© Фото : из личного архива Алексея Смелова
Юрист Алексей Смелов

Как рассказывала ранее в интервью Sputnik Эстония консультант по предпринимательству Таллиннского департамента предпринимательства Елена Коффаль, в Эстонии существует немало возможностей для получения финансирования бизнеса. Так, например, безработный или зарегистрированный в качестве соискателя работы неработающий пенсионер может ходатайствовать о получении пособия (4474 евро) в Кассе страхования по безработице. Денежную помощь в размере до 15 000 евро можно получить от Фонда развития предпринимательства (EAS), однако в этом случае не менее 20% от желаемой суммы должно составлять самофинансирование.

"Получение пособия зависит от бизнес-плана. Он должен быть реалистичным, с интересной темой и новыми идеями", — сказала Коффаль.

Консультант по предпринимательству Таллиннского Департамента предпринимательства Елена Коффаль
© Фото : из личного архива
Консультант по предпринимательству Таллиннского Департамента предпринимательства Елена Коффаль

И если стартовая субсидия от EAS, по ее словам, предназначена для тех, кто собирается заниматься производством или предоставлять какую-либо услугу, то у Кассы страхования по безработице таких четких ограничений нет. Но в обоих случаях необходимо строго соблюдать условия договора по минимальным срокам действия фирмы.

Если планируемый бизнес сложный в своей организации и требует ряда разрешений на деятельность, то Смелов советует обратиться за консультацией к юристу, особенно если не до конца понятны условия подписываемых с партнерами договоров.

Тема:
Секрет успеха (53)

По теме

Райво Варе: интернет потеснил привычную модель бизнеса
Таисия Кудашкина: женщина в бизнесе — игры по-взрослому
Бизнесменам на заметку: в Эстонии пройдет Неделя предпринимательства
Вход только для женщин: бизнес-леди в Таллинне обменяются секретами успеха
Теги:
специалисты, ошибки, информация, предприниматели, бизнес, Алексей Смелов, Марина Полякова, Яна Гашкова, Олег Гурин, Елена Коффаль, Эстония
Загрузка...

Главные темы