21:33 09 Декабря 2018
Прямой эфир
  • USD1.1371
  • RUB75.8850
Работа грузового контейнерного терминала

Вместо транзита производство: Ида-Вирумаа готов к борьбе за грузопотоки Шелкового пути

© Sputnik / Игорь Зарембо
Экономика
Получить короткую ссылку
Транзит нам нужен (82)
43340

Транзит в Эстонию не вернуть, но можно привлечь в страну производителей, в том числе из стран, вовлеченных в зону Шелкового пути. В таком случае Эстония получит дополнительные рабочие места, а эстонские порты — дополнительные грузы, считают представители местных самоуправлений.

ТАЛЛИНН, 15 авг — Sputnik, Светлана Бурцева. Промышленные зоны эстонского региона Ида-Вирумаа способны привлечь в страну производство, а значит, и внешние инвестиции, и приблизить тем самым Эстонию к Шелковому пути.

Немцы получат через Эстонию доступ к Шелковому пути >>

По словам члена правления целевого учреждения "Развитие промышленных зон Ида-Вирумаа"* Вадима Орлова, между заполнением промышленных зон Ида-Вирумаа российскими предприятиями, реализацией цели развития региона и попыткой если не вернуть транзит в Эстонию, то хотя бы частично компенсировать утрату транзита за счет участия страны в грузопотоках Шелкового пути — есть связь.

Хватит и крох от большого пирога

Не пугает Орлова и планируемый в Санкт-Петербурге в ближайшем будущем распределительный центр для обеспечения прямого железнодорожного грузового сообщения между Китаем и Европой, который грозит превратить Санкт-Петербург "в столицу современного Шелкового пути", а Эстонию лишить последней надежды на получение пусть не российского, так китайского транзита.

"Такой распределительный центр, безусловно, заберет на себя львиную долю грузов. Но те крохи, которые отвалятся от этого пирога, я думаю, уже будут достаточны для Эстонии", — сказал Орлов и добавил, что в регионе Ида-Вирумаа все больше делают ставку не на возможный транзит из Китая в Европу, а именно на производство, которое должно заполнить все промышленные зоны региона, а произведенная в Ида-Вирумаа продукция будет переваливаться эстонскими портами.

Положительным примером тому может служить Нарвский промпарк, где уже около 80% всех инвестиций приходится именно на российский бизнес. Связь же с Шелковым путем Орлов усматривает в том, что промышленные предприятия, в том числе и российские, заинтересованы вести бизнес рядом с транзитной магистралью между Азией и Европой.

У Эстонии есть шанс составить конкуренцию Финляндии

Шелковый путь проходит из стран Азии, в частности Китая, по Транссибирской магистрали в России и разветвляется на Беларусь и Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург оставит Эстонию без китайского транзита >>

Вокруг Шелкового пути пока только формируются основные направления бизнеса и производства, что порождает конкуренцию между территориями. Для российских предприятий ближайшие к Шелковому пути территории еврозоны находятся в Финляндии, Латвии и Эстонии.

В Латвию ветка Шелкового пути приходит через Беларусь. Для грузопотока, идущего из России, это уже территория еврозоны, следовательно, бессмысленно предполагать, что российские товары будут выбирать путь из Латвии в Эстонию.

Остается направление Шелкового пути на Санкт-Петербург. "Из Санкт-Петербурга Шелковый путь идет на Финляндию. Финны принимают в этом очень активное участие", — подчеркнул Вадим Орлов и пояснил, что именно здесь перед российскими предприятиями встает выбор: можно расположить свое производство в Финляндии как ближайшей точке Европы к Шелковому пути, а можно использовать для этого и Эстонию.

Производство на ближайшей территории ЕС выгодно россиянам

Многим предприятиям выгодно локализовать производство на протяжении Шелкового пути именно на территории Европейского союза, чтобы получить на продукции метку Made in EU, уверен Орлов. Это позволяет преодолеть действующие в Европе в отношении российской продукции запреты.

Вадим Орлов
© Sputnik / Евгений Ашихмин
Вадим Орлов

На руку играет и высокий курс рубля, поскольку дает возможность россиянам получать дополнительную рублевую прибыль при продаже своей продукции на территории Евросоюза. Кроме того, внутри России отлично развита интернет-торговля. Но из-за сложности законодательства России в отношении международной интернет-торговли процесс продаж за рубеж проблематичен. Вновь выходит, что для российских компаний выглядит целесообразным перенос части производства на ближайшую территорию еврозоны.

Россия модернизирует подходы к порту Усть-Луга >>

А в сравнении с Финляндией Эстония представляет собой более выгодное месторасположение для промышленных предприятий из России потому, что расходы на ведение бизнеса, в частности на рабочую силу, в Эстонии ниже.

То, что государству не нужно, для Кохтла-Ярве спасение

Sputnik Эстония уже рассказывал, что в июле 2018 года в столице Казахстана Астане прошел Форум мэров городов Шелкового пути и от Эстонии на нем побывали председатель Таллиннского горсобрания Михаил Кылварт и генеральный секретарь Центристской партии Эстонии Михаил Корб, а также мэр города Кохтла-Ярве Людмила Янченко и вице-мэр службы развития Кохтла-Ярве Виталий Бородин.

Профессор экономики Ханон Барабанер на Форуме мэров городов Шелкового пути
© Фото : из личного архива Ханона Барабанера
Форум стал грандиозной площадкой для встреч более 2 тысяч участников из более 60 государств. Среди них были 70 мэров из стран Шелкового пути, 30 политиков и 200 представителей крупных торгово-промышленных палат и транснациональных компаний.

Оппозиция в Кохтла-Ярве расценила эту поездку как бесполезную. "Ощущение такое, что это пустая болтовня и ненужная трата городских денег", — сказал депутат горсобрания Кохтла-Ярве Евгений Салтыков. Член избирательного союза Õige Valik Яанек Пахка отметил, что об участии в китайском Шёлковом пути заявляет государство, а не местное самоуправление, Эстония же отказалась от своего участия в проекте. Поэтому, считает он, стремление привлекать инвесторов сейчас выглядит "как командировка членов Центристской партии за счет налогоплательщиков".

Эстония все еще надеется на инвестиции Китая >>

По словам же Орлова, это важно — презентовать возможности своего региона на фоне конкурентной борьбы за грузы Шелкового пути между странами. Ведь рекламируя возможности своего города, представители Кохтла-Ярве в Астане говорили и о банковской среде в своей стране, и о плюсах электронного государства, и о возможностях железнодорожной, морской и автотранспортной сети.

Любые возможности привлечь инвестиции не будут лишними

Вице-мэр Кохтла-Ярве Виталий Бородин рассказал Sputnik Эстония, что решение включиться в конкуренцию за бизнес на Шелковом пути руководство Кохтла-Ярве приняло в условиях уже идущей глобализации экономики, когда развиваются современные средства коммуникации, унифицируются правила торговли, рынки становятся более открытыми.

"Мы обязаны использовать доступные площадки по привлечению в регион, и, в частности, в наш город, инвесторов", — сказал Бородин.

По словам вице-мэра, в Кохтла-Ярве наблюдается нехватка рабочих мест, что гонит из города молодежь. "При сокращении населения мы имеем избыточную социальную инфраструктуру, что ложится тяжелым бременем на городской бюджет", — пояснил вице-мэр и добавил, что руководство города задалось целью нарастить в будущем промышленный потенциал, выделив под промышленные парки территории, которые в настоящий момент находятся на разной стадии разработки в рамках проекта "Развитие промышленных зон Ида-Вирумаа".

В нарвском промпарке заработало новое производство >>

"Новые рабочие места могли бы остановить отток населения, увеличить покупательную возможность, оживить целые направления предпринимательской среды, стабилизировать рынок недвижимости", — уверен Бородин.

У промышленных парков Ида-Вирумаа появились новые перспективы

Бородин отметил, что промзоны Кохтла-Ярве, уже произведенные в их развитие инвестиции, возможности местных учебных заведений и, самое главное, человеческий ресурс дали возможность, в частности, на Форуме мэров городов Шелкового пути позиционировать город как перспективное место для развития промышленного производства, расположенное к тому же в непосредственной близости от одной из важнейших грузовых артерий мира.

"Общение на тему развития промышленных парков в контексте Шелкового пути для нас — это новое поле деятельности. Но я считаю, дорогу осилит идущий. Вопросы строительных правил, общей и детальной планировок — все это в ведении городского управления. Мы можем помочь во многих вопросах, интересующих предпринимателей", — аргументировал Бородин целесообразность встреч с представителями бизнеса и мэрами других городов.

Конечно, в условиях существующей политической обстановки между Эстонией и Россией развивать деловые отношения непросто, и бизнес предпочитает действовать спокойно, без привлечения дополнительного внимания.

Иванова на форуме в Петербурге: бизнес и культура объединяют >>

Несмотря ни на что, экономические отношения поддерживаются по обе стороны границы. В том числе и в рамках программы приграничного сотрудничества между Эстонией и Россией. Член экономической комиссии городского собрания Кохтла-Ярве, депутат Рийгикогу Валерий Корб рассказал Sputnik Эстония, что еще около семи лет назад местные самоуправления Ида-Вирумаа, Ленинградская область РФ, Псковская область и город Санкт-Петербург провели совместное исследование по приграничному сотрудничеству, в результате чего определили основные направления в экономике, приоритетные для всех, и с тех пор, как подчеркнул Корб, успешно развивают их.

* К сведению

Целевое учреждение "Развитие промышленных парков Ида-Вирумаа" (IVIA) было создано в 2010 году при поддержке правительства Эстонской Республики и четырех местных самоуправлений уезда Ида-Вирумаа. Для реализации проекта в городах Йыхви, Нарва, Кохтла-Ярве и Кивиыли под промышленные зоны были выделены территории, более 300 гектаров земли, оснащенные всей необходимой технической инфраструктурой.

EAS выделил промпаркам Ида-Вирумаа почти 5 млн евро >>

Экс-министр предпринимательства и ИТ Урве Пало, выступая на эстонско-российском экономическом форуме "Точка входа 2018", который в мае 2018 года собрал в Нарва-Йыэсуу более 150 представителей российских и эстонских предприятий, отметила, что именно в Ида-Вирумаа сконцентрированы предприятия, занимающиеся торговым посредничеством между Европейским союзом и Россией.

Существуют примеры успешного вхождения российского бизнеса на территорию Эстонии, в регион Ида-Вирумаа: ООО "Аквафор" по производству фильтров для воды, ЗАО "Эмлак" по производству жидких красок, немецкое предприятие по производству автомобильных запчастей Febest GmbH, имеющее представительство в России, ООО "Технопоиск", продающее бытовую электронику под торговым брендом Redmond.

В августе нынешнего года планирует запустить свой новый завод (Primatek Coatings OÜ), построенный в промышленной зоне в Нарве, расположенная в Гатчине компания PRiMATEK, крупнейший производитель, разработчик и поставщик индустриальных и декоративных лакокрасочных материалов в России. Благодаря заводу Нарва получит около пятидесяти новых рабочих мест.

Тема:
Транзит нам нужен (82)

По теме

Эстония налаживает сотрудничество со странами Шелкового пути
Немцы получат через Эстонию доступ к Шелковому пути
Эстония демонстрирует сомнение в пользе "Шелкового пути"
Теги:
транзитный сектор, транзитный бизнес, транзит, Евгений Салтыков, Виталий Бородин, Вадим Орлов, Валерий Корб, Йыхви, Ида-Вирумаа, Кохтла-Ярве, Нарва, Россия, Эстония, Экономика, бизнес и финансы
Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik