Прямой эфир
  • USD1.1763
  • RUB86.6154
Экономика
Получить короткую ссылку
8240

Смена правительства не изменила будущего госкомпаний, она, похоже, изменила только планы на вырученные от продажи предприятий деньги. Новая правящая коалиция, которая оказалась вовсе не такой "левой", как ожидалось, потратит средства на свои реформы.

TAЛЛИНН, 21 ноя — Sputnik. Приватизация государственных компаний может оказаться одним из немногих дополнительных источников средств реализации дорогостоящих реформ, обещаемых новой правящей коалицией.

Подготовка к продаже, полной или частичной, госкомпаний была начата прежним правительством, Министерством экономики и коммуникаций во главе с реформистом Кристеном Михалом. Как ранее сообщал портал Sputnik Эстония, экс-министр даже высказывал смелую идею потратить все вырученные от продажи предприятий деньги на строительство автомобильных шоссе.

Центристы меняют свои взгляды

Смена правительства не привела к изменению планов властей относительно госкомпаний, хотя ранее Центристская партия выступала против их приватизации.

Новая правящая коалиция, состоящая из Центристской и Социал-демократической партий, а также Союза Отечества и Res Publica (IRL), сообщила, что намерена продать миноритарное участие в Tallinna Sadam, Enefit Taastuvenergia и EVR Cargo и полностью продать Eesti Teed. В AS Tallinna Sadam планируется отчуждение до 30% акций. В Enefit Taastuvenergia, объединяющем бизнес в области возобновляемой энергии Eesti Energia, новое правительство приватизирует до 49% акций, такой же пакет акций планируется продать и в убыточном сейчас EVR Cargo.

Одновременно лидеры трех партий анонсировали изменения в системе налогообложения и увеличение расходов государства на социальное обеспечение населения. Озвученные Центристской, Социал-демократической партиями и IRL возможные перемены показали, что новое правительство будет вовсе не таким "левым", как можно было бы ожидать от коалиции, состоящей более чем на две трети из людей с социал-демократическими вроде бы взглядами.

Кто главный в новом правительстве

Стоит отметить, что "правые" из IRL, похоже, имеют более веский голос в этом странном политическом союзе, чем можно было бы предполагать на основании простого подсчета мест партий в парламенте. IRL увеличил свою долю в правительстве с четырех до пяти портфелей. Причем исамаалийтчики получают ключевые посты министров юстиции и финансов, а также не очень ключевой пост министра обороны, который, однако, дает возможность делать "нужные" заявления для зарубежной прессы. Как говорят американцы, чтобы управлять страной, достаточно контролировать финансы и суды.

Деловые круги Эстонии, послушав выступления партийных лидеров, убедились в том, что движение в стране останется правосторонним, никаких резких поворотов влево не предвидится. Правда, как говорят предприниматели, следует еще раз внимательно все изучить (и желательно в письменном виде), а затем посмотреть, чем закончится борьба политиков с банковским лобби, которое, естественно, будет противостоять введению налога на активы частных финансово-кредитных учреждений. И еще неизвестно, чем закончится такое противостояние.

Прибыльность новых акцизов под сомнением

Но, как бы там ни было, объявленные на 2018 год реформы требуют немалых бюджетных средств. Одна лишь реформа системы налогообложения, по прикидочным расчетам, "отберет" у казны порядка 140 миллионов евро в год. Предлагаемые дополнительные поступления за счет повышения, скажем, акциза на газ (и, соответственно, увеличения коммунальных платежей части населения, что не очень вяжется с идеями "левых" партий), или пошлин за регистрацию новых автомобилей, или акцизов на алкогольные напитки покрывают расходы на анонсированные реформы лишь в теории.

Например, предыдущее повышение акцизов на алкоголь не принесло казне запланированных доходов, зато поставило под удар местную отрасль производства спиртного и создало головную боль для налоговой службы, таможни и полиции. Предстоит противостояние с формирующейся криминальной системой незаконного ввоза дешевого алкоголя из соседней Латвии. Понятно, что новое повышение цен на спиртное лишь подхлестнет этот процесс и окончательно похоронит местных производителей.

Tallinna Sadam сдержанно радуется

Руководители ряда государственных компаний поспешили высказаться в поддержку озвученной на этот раз новой правящей коалицией идеи полностью или частично продать предприятия. Так, председатель правления Tallinna Sadam Валдо Калм заявил, как пишет агентство BNS, что считает позитивной идею вывести миноритарную долю акций его предприятия на биржу. Правда, основной его довод в поддержку планов нового правительства оказался весьма туманным.

Калм фактически сказал, что частичная приватизация приведет к деполитизации управления госкомпанией. Из чего можно сделать вывод, что то ли сейчас менеджеры и совет предприятия больше думают о политике, чем о своем непосредственном деле, то ли политики оказывали на них давление с какими-то своими целями. Валдо Калм сказал также, что приватизация улучшит репутацию морских портов Эстонии за пределами страны. Этот довод также нелегко понять. Вероятно, имеется в виду, что сейчас эта самая репутация низка.

Калм отметил, что до частичного отчуждения акций необходимо уяснить, с какой целью будут привлечены дополнительные средства. Крупнейшие инвестиции Tallinna Sadam на ближайшие годы связаны, прежде всего, с инфраструктурой обслуживания пассажиров в порту Ванасадам в центре Таллинна и развитием недвижимости. "Сейчас у нас отсутствует четкое знание, возникнет ли в связи с выводом на биржу миноритарного участия в Tallinna Sadam дополнительный денежный поток для предприятия или он будет использован в целях какой-либо другой важной для государства инвестиции", — сказал Калм.

Иными словами, Калм подозревает, что деньги от продажи части акций порта будут использованы правительством для покрытия расходов на заявленные ими реформы. Калм в то же время подчеркнул, что Tallinna Sadam принципиально готов выйти на биржу. "В период 2003-2009 облигации Tallinna Sadam уже котировались на бирже", — отметил он.

Продать EVR Cargo вряд ли удастся

А председатель правления компании железнодорожных грузоперевозок EVR Cargo Рауль Тоомсалу заявил, что приватизация его предприятия обсуждается уже давно и что приватизация 49% акций создаст новые возможности в транзитном секторе. "Мы всегда поддерживали это решение, — сказал Тоомсалу агентству BNS. — Любое изменение в структуре владельцев предприятия — это создание новых возможностей, нужно просто знать, в каком направлении планируется двигаться".

По мнению предпринимателей, занятых в железнодорожном бизнесе, продать миноритарный пакет акций EVR Cargo невозможно в принципе, а продать это предприятие полностью можно лишь при условии, что будут снижены инфраструктурные тарифы, установленные ранее властями. В сочетании с резким сокращением российского транзита слишком высокие тарифы делают дорогу совершенно неконкурентоспособной по сравнению с автомобильным грузовым транспортом.

Кроме того, должна быть модернизирована сама железнодорожная инфраструктура, то есть хозяйство другой госкомпании — Eesti Raudtee. Причем такая модернизация может оказаться очень дорогостоящей, что, в свою очередь, вызывает вопрос о том, где взять на нее денег. Однако, как говорят специалисты, решение проблемы можно найти в опыте других европейских стран, которые смогли создать эффективную схему взаимодействия государственного управления дорогами и частными железнодорожными компаниями.

По теме

Приватизация эстонских госкомпаний началась
Теги:
приватизация госкомпаний, Союз Отечества и Res Publica (IRL), AS Tallinna Sadam, EVR Cargo, Рауль Тоомсалу, Валдо Кальм, Эстония
Загрузка...

Главные темы