Прямой эфир
  • USD1.1088
  • RUB68.6934
Культура
Получить короткую ссылку
Гости медиа-клуба "Импрессум" (68)
20290

Декабрьским гостем медиа-клуба "Импрессум" стал московский актер и писатель Григорий Служитель. Его роман "Дни Савелия", увидевший свет в 2018 году, стал сенсацией на книжном рынке России. О своем творческом пути Служитель рассказал Sputnik Эстония.

ТАЛЛИНН, 14 дек — Sputnik, Александр Лукьянов. Роман Григория Служителя "Дни Савелия" сразу попал в финал литературной премии "Большая книга", его начали переводить на иностранные языки и издавать в других странах, в том числе и в Эстонии. Что его, артиста, заставило обратиться к писательству и как изменилась Россия за последние годы, Служитель рассказал Sputnik Эстония.

- Слово "служитель" говорит о некой миссии, которую призван выполнять в жизни тот, кого таким словом называют. Определила ли что-то в вашей жизни фамилия, которую вы носите?

— Со стороны виднее, я стараюсь о таких вещах не думать. Хотя допускаю, что могут быть какие-то рифмы, совпадения, влияющие на жизнь.

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

Режиссер – профессия возрастная

- Вы из семьи гуманитариев?

— Скорее, да. Мама училась в Институте Мориса Тореза, знала французский язык. Вообще, вся наша семья по женской линии — франкофонная. У мужчин, у меня, в частности, преобладает английский. С детства меня окружала литература, я рано стал читать.

- Наверно, все это сыграло свою роль, когда вы решили стать актером.

— Несмотря на то, что в 18 лет я поступил в ГИТИС на актерское отделение, мне хотелось попробовать себя в режиссуре. И я предполагал через год-два перевестись на режиссерское. Вернее, так: я думал, что меня попросят перевестись туда. Но все оказалось сложнее, никто не попросил.

Действительно, режиссер — профессия возрастная. Это тяжелейшая, труднейшая профессия, требующая того, чтобы режиссер многое в себе совмещал. То есть, мало одних способностей или черт характера. Часто режиссер являет собой некое аккумулирующее начало: он объединяет вокруг себя людей, которые будут работать вместе с ним так, как они не смогли бы работать с другими. И они вместе что-то создают. Один из главных навыков, которым должен овладеть режиссер — идти вперед, даже если не знаешь, куда идешь. Как Моисей, ведущий людей, верящих в него, через пустыню. А это далеко не каждый умеет.

Сейчас я бы попробовал себя в режиссуре, но у меня в жизни начался новый этап, связанный с выходом моей книги "Дни Савелия".

  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
  • Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
    Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель
    © Sputnik / Вадим Анцупов
1 / 4
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

История романа о коте и Москве

- Роман "Дни Савелия" берет корни из вашего детства, из любви к книгам и чтению?

— Наверно. Мне казалось, что если захочешь заниматься литературой, то в любом случае этой профессией овладеешь, так или иначе. Лучшие учителя здесь — твои любимые книги. Нужно быть лишь одиноким, в каком-то смысле, уметь работать с листом бумаги. В театральный вуз я пошел, не оставляя литературных амбиций.

"Дни Савелия" не были спонтанным выбросом накопленной энергии, книга писалась постепенно, страница за страницей.

Сначала это были какие-то обрывки, возникло желание их записать. Потом родилась идея излагать все, о чем хочу рассказать, от имени кота. В этом можно усмотреть и некоторые биографические вехи — у меня была кошка, которая умерла. Вообще, настоящая литература, мне кажется, рождается от какого-то переживания, эмоций.

- Найдут ли "Дни Савелия" свое продолжение в будущем?

— Нет, все что я хотел, я в романе сказал. Оживлять своего героя, как это сделали Ильф и Петров с Остапом Бендером, я не намерен. К тому же, самый главный персонаж в моей книжке совсем не кот. Он лишь рассказчик, посредник между мной и читателем. Экзистенциальный гид. В таком случае, мой роман — это экзистенциальный путеводитель по Москве.

Но в новой книге, при всей моей любви к Москве и котам, мне хотелось бы рассказать о чем-то другом. Конечно, есть твой стиль, твои собственные эстетические берега, и им я буду верен.

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

- Будете ли вы смелее в новой книге? Все-таки дебют позади.

— "Смелее" — это когда ты чего-то боишься и надо через себя переступать. Но я не чувствую, что чего-то боюсь. Другое дело, что любое творчество предполагает эксперименты, ведь подчас ты не знаешь, к чему придешь. И мне хочется это делать. При этом говорить своим голосом и своими интонациями.

- Остаетесь ли вы после написания романа читателем, каким были раньше?

— Безусловно, я читаю, это очень важно. Но изменилось мое отношение к чтению: раньше я считал, что даже если книга не нравится, то я все равно должен дочитать ее до конца. Сейчас же, если начинаю читать и понимаю, что это не мое, книгу оставляю. Это как разговор с человеком, пусть неплохим, но не интересным. Зачем его продолжать?

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

- Писатель, он кто — интраверт?

— Если говорить обо мне, то по натуре, скорее, да, "на мир взираю из-под столика". У меня есть свой угол, мне в нем хорошо. Но при этом я часто замечаю себя более чем открытым человеком, я не закрываюсь, иду на контакт, мне интересны люди. Поэтому внутри я интраверт, а снаружи экстраверт.

Существует также неверное представление об актерах, будто это сплошь бравурные личности, бонвиваны. Но я знаю замечательных артистов-интравертов. Так что, все зависит от индивидуальности.

Культурный бум в России

- Интересуетесь ли Вы еще чем-то, кроме театра и литературы?

— Да, я хожу, смотрю, слушаю, являюсь активным потребителем культуры. Недавно побывал в концертном зале "Зарядье", новом для Москвы. Слушал Второй фортепианный концерт Рахманинова, солировал Рудин. Полный зал! Потрясающая концертная площадка! Был в Малом зале Московской консерватории, где играл великолепный виолончелист Борис Андрианов. В программе — не самая простая музыка Бриттена, и опять полный зал.

Мне трудно сравнивать с тем, что было 30 лет назад, но в Москве я все время вижу полные залы. Причем, контингент людей самый разный, разный возраст. У нас в театре, в Студии театрального искусства Сергея Женовача, зал всегда переполнен, особенно, что касается премьерных спектаклей. Кстати, лет 10 назад со спектаклем "Игроки" мы приезжали в Таллинн, и этот спектакль до сих пор собирает у нас публику. То есть, люди в России хотят смотреть, хотят слушать.

Судя по всему, у человека возникает потребность не просто выживать, искать хлеб насущный. В обществе установилась некоторая стабильность, и человек может отвлечься от насущных проблем и посмотреться в зеркало.

Культура — это зеркало, в котором человек может увидеть самого себя.

Ему интересно познавать себя. При этом у людей могут быть различные взгляды на политику и то, что происходит в России. Но все они существуют в одной культурной ойкумене.

Актер и писатель, автор романа Дни Савелия, Григорий Служитель
© Sputnik / Вадим Анцупов
Актер и писатель, автор романа "Дни Савелия", Григорий Служитель

Уровень развития российского общества, безусловно, стал выше. Это видно также по отношению к тем, кто нуждается в помощи. Больше внимания стали уделять инклюзивным детям. Появляется целый класс людей, готовых решать проблемы других, у которых они есть.

То, что они делятся с кем-то по собственному желанию, а не по приказу, говорит о некоем внутреннем росте социума. У меня свое отношение к современной российской власти, но при этом я не могу не отметить эти правильные, нужные для общества тенденции.

У российских городов появилась самодостаточность. Те, кто в силу разных причин уехал оттуда, сегодня готовы вернуться. Я помню, какая цель была у ребят, приезжавших в конце 90-х годов поступать в московские институты, — отучиться и остаться в столице. Теперь они могут реализоваться в своих городах, что, конечно, для такой громадной страны, как Россия, благоприятный знак. Я уверен, что у всех людей на земле, где бы они не жили, одно желание, одна цель — мир и процветание.

Читайте также:

Тема:
Гости медиа-клуба "Импрессум" (68)

По теме

Российский писатель Алексей Иванов покорил эстонских журналистов
Недошивин: Оруэлл не ошибся — американизм стал тоталитарным
Галина Сапожникова: и один в поле воин, если он — Арнольд Мери
Теги:
культура, творчество, медиа-клуб "Импрессум", автор, актер, писатель, Россия, Эстония
Загрузка...

Главные темы