18:46 05 Декабря 2019
Прямой эфир
  • USD1.1094
  • RUB70.7798
Председатель Союза писателей России Николай Иванов

Союз писателей России объединил все бывшие республики Советского Союза

© Sputnik / Вадим Анцупов
Культура
Получить короткую ссылку
Гости медиа-клуба "Импрессум" (66)
19850

О поддержке со стороны России литераторов в бывших республиках Советского Союза, о чести и ответственности писателя, о ценностях и отношении к истории рассказал глава Союза писателей России Николай Иванов в эксклюзивном интервью Sputnik Эстония.

ТАЛЛИНН, 1 дек — Sputnik, Светлана Бурцева. Жизнь Николая Иванова тесно связана со всеми непростыми историческими вехами России на протяжении последних нескольких десятков лет. Он прошел войну в Афганистане, пережил плен в Чечне, из которого чудом спасся. Как военный журналист Иванов побывал практически во всех горячих точках бывших союзных республик.

События, люди, чувства, впечатления стали богатым материалом для книг Николая Иванова, которого в литературных кругах называют автором суровой военной прозы. Но человек, обладающий внутренним стержнем, считает Иванов, не черствеет от пережитой боли, наоборот, тоньше и глубже чувствует людей, дорожит радостью мирного неба над головой, ценит нравственные основы человеческих мыслей, решений и поступков.

Председатель Союза писателей России Николай Иванов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Председатель Союза писателей России Николай Иванов

В эстонскую столицу председатель правления Союза писателей России Николай Иванов приехал в качестве ноябрьского гостя медиа-клуба "Импрессум".

- Николай Федорович, приходилось ли вам бывать в Таллинне раньше?

— Я был здесь проездом в 1990 году, всего часов пять. Мало что осталось в памяти, кроме ощущения самобытности города, поэтому с удовольствием теперь осмотрю его. У меня здесь товарищ живет, Тийт, с которым мы служили вместе в Каунасе — оба десантники. Вместе работали в редакциях, были в Афганистане. Дай Бог, встретимся.

Председатель Союза писателей России Николай Иванов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Председатель Союза писателей России Николай Иванов

Союз писателей — без границ

- Нынче пишут многие, но писателями становятся не все. Что для этого нужно?

— В России достаточно много пишущих людей. Практически каждый человек может написать одну книгу — о своей жизни и о себе. Насколько она будет удачной, это уже другой вопрос. А есть ли у человека потенциал, есть ли что сказать людям, есть ли мастерство, есть ли запал — вторая книга уже служит вполне достаточным показателем. Чтобы стать членом Союза писателей, необходимо написать две книги.

- Может ли стать членом Союза писателей России не гражданин Российской Федерации?

— У нас пять китайцев-русистов — члены Союза писателей. Есть члены нашего союза в Австралии, на Украине, в Казахстане. В Эстонии есть девять членов Союза писателей России, эстонское отделение возглавляет Владимир Илляшевич

Всего у нас 91 региональная организация на всем постсоветском пространстве. После развала Советского Союза ни одна из них не пропала — все выстояли, несмотря на финансовые, организационные и идеологические трудности. Это говорит о том, что писатели России писали не за деньги, не из идеологических соображений. Нам нужна общность друг с другом, необходимо наше профессиональное сообщество. И мы есть.

Люди устали от ценностей 1990-х

- А как общность с читателями?

— Основные встречи с читателями проходят в библиотеках, а библиотекари очень хорошо чувствуют своего читателя и понимают, какого писателя пригласить на встречу.

Я только вернулся с Прохоровского поля (Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле", многофункциональный комплекс различных объектов, увековечивающих подвиг периода Великой Отечественной войны — Ред.) в Белгородской области, где в 1943 году состоялось крупнейшее за всю историю танковое сражение.

Там, в библиотеке Николая Рыжкова (Советский и российский партийный и государственный деятель — Ред.) мы узнали, что за последние года весьма ощутимо увеличилось количество читателей в возрасте 30 лет. Это дети 1990-х, которые выросли, получили житейский опыт, у них уже есть свои дети, и теперь они семьями приходят в библиотеку. И это хорошая тенденция.

Председатель Союза писателей России Николай Иванов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Председатель Союза писателей России Николай Иванов

Я считаю, писатели должны бывать у своих героев — на стройках, на предприятиях... Нет, речь идет не о производственной теме по методу социалистического реализма.

От писателя зависит, в какую эмоциональную, социальную атмосферу он поместит героев.

Многих людей уже начинают раздражать герои современных книг — или какая-то модная тусовка, или метущийся в поиске себя 40-летний нигилист. Люди соскучились по героям, которые что-то делают руками, заняты серьезным делом, принимают сложные решения, совершают поступки. Этим в какой-то степени объясняется популярность детективов.

Что такое хорошо и что такое плохо

- Современные писатели преследуют какие-то нравственные цели?

— Конечно. Например, говоря о чистоте русского языка, мы даже не рассматриваем произведения, где присутствует мат. Когда оправдывают мат в книге тем, что он есть в жизни, значит, писатель не нашел в себе творческой силы передать события или мысли героя нормальным языком.

Содержание любой книги незаметно ложится на подкорку. Поэтому я, например, не приветствую, когда писатели легковесно судят историю, с позиции нынешнего времени. Такие авторы зачастую сами еще ничего особенного не сделали в жизни, но менторским тоном утверждают, что в истории было правильно, что неправильно и кто плохой.

Председатель Союза писателей России Николай Иванов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Председатель Союза писателей России Николай Иванов

- Как Вы относитесь к творчеству Солженицына и влиянию его книг на общественное сознание?

— В какой-то степени Солженицын навязан России, в том числе и в силу того, что активна его вдова. В школах заставляют изучать "Архипелаг Гулаг", изъяв из программы огромный массив литературы, который дает разностороннее представление о стране. А "Архипелаг Гулаг" формирует негативное отношение к прошлому, которое представляется только в черном свете и никаком ином.

- Кто может влиять на выбор книг для изучения в школе?

— Это зависит в основном от Министерства образования, и корни находятся где-то в высших эшелонах власти. Однако тенденция уже переламывается.

V просветительская программа для молодых соотечественников
© Фото : предоставлено кураторами программы "Читаем Блокадную книгу"
В Союз писателей в этом году, впервые за последние тридцать лет, прислали совместный список от Министерства культуры и Министерства образования с просьбой дать профессиональную оценку книгам, которые будут рекомендованы для внеклассного чтения. Мы добавили этот список еще около пятнадцати книг о Великой Отечественной войне, которые были почему-то упущены.

- Под влиянием определенного дискурса в обществе?

— То, что мы рекомендуем читать — это вопрос государственного значения. Когда мы создали совет молодых литераторов, то первое, что сделали, повезли их в Краснодон. Они побывали в месте работы и гибели своих сверстников из подпольной организации "Молодая гвардия", заглянули в шурфы, куда гитлеровцы скидывали замученных молодогвардейцев. Из этой поездки наши писатели вернулись совершенно другими. Теперь я за них спокоен. Они уже будут выбирать те темы, где душа болит. Возможно, он станут в тысячный раз осмысливать историю, но не переписывать ее.

Важно: пойдут ли в разведку со мной

- К вопросу о нравственности. В одном из писем с фронта Солженицын описал свое пренебрежительное и унижающее человеческое достоинство отношение к младшим по званию, а после сделал заключение "Вот что с человеком делают погоны". Как человек военный в прошлом, писатель в настоящем, что вы думаете о нравственности подобного вывода? Разве, экстраполируя свой личный пример на всю армию, Солженицын не сложил с себя личную ответственность за свое поведение, не оболгал саму суть армии? Писатель имеет право так высказываться?

— Это очень важный вопрос. Есть фраза "я не пошел бы с ним в разведку". Я скажу так: пойдут ли в разведку со мной? Мы говорили как-то о Солженицыне с одним историком и вот на что обратили внимание. Великая Отечественная, Сталинград, эпицентр сражений, когда все рвутся в бой. А Солженицын, еще не офицер, уезжает учиться на курсы командиров — избежал мясорубки. Окончание войны, погибать никому не хочется. И Солженицын, прекрасно зная, что каждое письмо с фронта проходит через контрразведку, тем не менее пишет слова, за которые его могут призвать к ответственности. Так он спас свою жизнь — его отозвали с фронта.

Его почитатели отмечают, что он был командиром артиллерийской батареи. Но Солженицын был командиром шумовой артиллерийской батареи. Эта батарея, слухачи, никогда не была на передовой, а всегда за 20-30 километров от линии фронта. Поэтому в землянке Солженицына были очень неплохие бытовые условия, что для него было важнее, чем накормить солдата и выполнить боевую задачу. Это все создавало характер, или, скорее всего, такой характер уже был и определял линию поведения и выбор. Смотреть на бой со стороны — Солженицын выбрал эту позицию.

Летчик Алексей Маресьев, без ног, мог остаться в тылу, но добился возвращения на фронт, летал и продолжал бить фашистов. А тут здоровый человек, вдали от фронта, пишет анекдоты и поливает грязью своих командиров и руководство страны.

Александр Солженицын
© Sputnik / Тутов
Александр Солженицын

Как писатель, Солженицын есть в двух рассказах — "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича". Все остальные его произведения — это компиляция (Изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников — Ред.).

У писателей выработана национальная идея: жить в красоте, с чувством собственного достоинства, сохраняя добрую память о своих предках и своей истории. У Солженицына нет ни одного, ни второго, ни третьего. И в одно с ним время Юрий Бондарев писал "Горячий снег".

Председатель Союза писателей России Николай Иванов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Председатель Союза писателей России Николай Иванов

Как человек военный, я категорически не приемлю Солженицына, как офицера. Как писатель, я категорически не приемлю компиляции "Архипелаг Гулаг" и того факта, что она написана за рубежом, с подачи и на деньги наших противников. Солженицын судил историю, при этом сам участвовал в ней не лучшим образом.

Голому королю и платье не в помощь

- Как вы относитесь к Ельцин-центру?

— Отрицательно. Я не хочу оправдывать 1990-е годы, когда произошел упадок культуры, была разграблена промышленность, почти уничтожена армия, начался разгул преступности, пренебрежение к людям, а человеческие потери составили больше, чем за всю Афганскую войну. Это было дно.

Да, Ельцин был правителем, участвовал в создании истории, и его решения, выбор методов и сподвижников имели важное значение. И на мой взгляд, это был не лучший правитель. Публичный человек обречен на то, что его будут обсуждать, давать оценку его действиям, и могут говорить не только хорошие слова. Прикрыться тем, что о мертвых или хорошо, или никак, не получится.

- Создатели Ельцин-центра в курсе, что многие отрицательно воспринимают эту площадку?

— Я думаю, в курсе. И пустые залы Ельцин-центра говорят о многом. Есть намоленные храмы, церкви, куда люди придут при любых обстоятельствах. А есть новодел, стены которого никогда не впитают в себя дух общей молитвы, общей скорби или общей радости.

Ельцин-центр — просто сооружение, им и останется.

Читайте также:

Тема:
Гости медиа-клуба "Импрессум" (66)

По теме

Писатель Павел Басинский: перемены в обществе должны проходить естественно
Сванидзе: писатель Войнович никогда не изменял своим принципам
Эстонский писатель: куда пропало электричество, которого было полно после "оккупации"
Теги:
Николай Иванов, гость, писатель, Союз писателей России, Эстония, Россия
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik