10:14 13 Декабря 2019
Прямой эфир
  • USD1.1137
  • RUB70.0885
Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина

Людмила Ямурзина: марийцев прозвали "последними язычниками Европы"

© Sputnik / Вадим Анцупов
Культура
Получить короткую ссылку
Финно-угорские народы в Эстонии (13)
42070

Гостьей редакции Sputnik Эстония стала председатель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина.

ТАЛЛИНН, 16 ноя — Sputnik, Александр Лукьянов. Как действует Программа родственных народов в Эстонии, для чего марийским женщинам украшения из монет и во что они верят, корреспонденту Sputnik Эстония рассказала руководитель марийского общества в Таллинне Людмила Ямурзина.

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина
© Sputnik / Вадим Анцупов
Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина

Относящиеся к группе финно-угорских народов, марийцы проживают в основном в России, Республике Марий Эл. В Эстонии же, в Таллинне, Ямурзина оказалась 14 лет назад благодаря эстонской Программе родственных народов, направленной на поддержку финно-угорских народов, проживающих за пределами Эстонии.

Программа известна с начала 1990-х годов. Она действует и сегодня, претерпев много изменений. Если вначале приехать в Эстонию, чтобы получить здесь высшее образование, могли сразу несколько десятков абитуриентов из России, то с течением времени их стало приезжать в разы меньше.

"В 2005 году марийцев, прибывших в Эстонию учиться по Программе родственных народов, было лишь четверо. Я выбрала этнографию, другие были филологами. Все мы занимались марийским языком и культурой", — вспомнила гостья редакции.

Людмила Ямурзина с семьей на Днях родственных народов в Риге
© Фото : из личного архива
Людмила Ямурзина с семьей на Днях родственных народов в Риге

Людмила Ямурзина училась в докторантуре Тартуского университета, в котором действовал Центр Пауля Аристэ, известного эстонского лингвиста и этнографа, исследователя финно-угорских языков. Получив в соответствии с Программой родственных народов диплом, люди возвращались домой, но в случае с Ямурзиной получилось иначе – она вышла замуж и осталась в Эстонии.

Народ водоплавающей птицы

"У всех финно-угорских народов есть единый миф о создании земли. В нем говорится о том, что в самом начале не было суши, а был лишь океан. И Бог сказал утке, чтобы она нырнула и достала со дна песчинки. Так появилась земля", — рассказала Людмила.

Этот миф отражается в названии документального фильма "Народ водоплавающей птицы", снятого в 1972 году эстонским писателем и исследователем, а позже первым президентом вновь независимой Эстонии Леннартом Мери. Фильм повествует об истории, языковых и культурных связях финно-угорских народов. Рассказчики в нем — ханты, манси, коми, финны, карелы и марийцы.

Общий у финно-угорских народов не только миф об утке, сотворившей землю, продолжила Людмила, но общие и основные цвета национальных орнаментов — белый, черный, красный. Они доминируют в вышивке, которую Людмила принесла с собой.

Главный элемент национального марийского орнамента
© Sputnik / Вадим Анцупов
Главный элемент национального марийского орнамента

"Это — один из национальных символов марийского народа, символ солнца. В центре его — человек с ангелами на плечах. Подобный символ является главным элементом в любой культуре, потому что от солнца зависит вся жизнь на земле", — объяснила Людмила.

Национальный орнамент и языческие ритуалы

Отличия можно увидеть в национальном орнаменте, сравнимом с древними рунами. Его можно читать, как письмо. Людмила обратила внимание на головной убор, который принесла с собой. Все здесь вышито вручную, и вышивка очень мелкая. Каждая вышивальщица вкладывала в нее свой смысл. Всегда вышивались полотенца, в которых можно разглядеть историю семьи.

Старинный головной убор мариек шимак
© Sputnik / Вадим Анцупов
Старинный головной убор мариек шимак

Марийская культура – устная, в ней долгое время не было письменности. Различные истории передавались именно через орнаменты, а также через ритуалы, основное предназначение которых в традиционной культуре – передача знаний. Совершаясь каждый раз в одно и то же время, они утверждали правильность этих знаний.

Традиционная марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До сих пор ее последователи свои религиозные ритуалы, проводимые в соответствии с традиционным календарем, совершают в священных рощах.

Таких некрещеных марийцев, объяснила Людмила, называют "чимари". Это как бы "чистые" марийцы, язычники. На моленьях у всех должна быть чистая одежда и чистое тело. Отсюда и цвет национального марийского костюма — он белый.

День марийского героя, апрель 2017 года
© Фото : из личного архива
День марийского героя, апрель 2017 года

Разделение марийцев на крещеных и некрещеных произошло во времена насильственной христианизации Ивана Грозного. Часть марийцев, не желавших того, ради сохранения родной культуры бежала на восток, в башкирские степи. До сих пор в Башкирии живут их потомки.

Не аутентичность, а стилизация

Помимо того что в Поволжье много мелких народов, свое влияние на марийскую культуру оказывает и Россия, это заметно по структуре и цвету современных орнаментов. Также стирает культурные различия развитие индустрии туризма и прикладного искусства.

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина держит в руках куклы в национальных марийских костюмах
© Sputnik / Вадим Анцупов
Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина держит в руках куклы в национальных марийских костюмах

"Посмотрите на этих куколок, в их костюмах уже все стилизовано. Тем не менее есть некоторые отличительные черты, по которым можно определить, что здесь именно марийские куклы. Это видно по орнаментам их костюмов. В женском орнаментированы грудь, перед (передник), рукава. Орнамент должен быть и сзади, чтобы сглаз не подействовал", — объяснила Ямурзина.

Куклы в национальных марийских костюмах
© Sputnik / Вадим Анцупов
Куклы в национальных марийских костюмах

По ее словам, не совсем верно сделан мужской костюм. В его орнаменте в центре рубахи должен читаться акцент, защищающий главные органы человека. Ведь это – парные куклы, мужчина и женщина. Они отвечают за сохранение рода, поэтому должны себя оберегать, сохранять для новых поколений.

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина
© Sputnik / Вадим Анцупов
Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина

Так же стилизованно выглядит народный музыкальный инструмент трещотка. Марийская музыка ритмичная, и в танцах главное – отстучать ногами правильный ритм. Этому помогают барабан и вот такие трещотки.

Украшение защищало женщин

Самая же дорогая для Людмилы Ямурзиной вещь – традиционное марийское нагрудное украшение монисто, сделанное из старинных монет и принадлежавшее когда-то ее прабабушке.

Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина
© Sputnik / Вадим Анцупов
Руководитель Таллиннского марийского общества, руководитель инициативной группы национальностей при Фольклорном совете Эстонии, доктор философии (PhD) Людмила Ямурзина

"Этим оно и ценно. От прабабушки украшение перешло к бабушке, которая переделала его под себя. К сожалению, часть монисто утеряна. Оно сделано из царских серебряных монет, самые старые из которых относятся к началу 19-го века. Некоторые из них – с портретом Екатерины", — рассказала Ямурзина.

Нагрудное украшение монисто из серебряных монет царского времени
© Sputnik / Вадим Анцупов
Нагрудное украшение монисто из серебряных монет царского времени

Для традиционной культуры подобное украшение – оберег. Это и функциональная защита, ведь монеты – металл. К тому же они блестят, то есть отражают свет, энергию. Когда в старину в деревню приезжал фотограф, все наряжались. Женщины надевали белые платья и эти украшения. В праздники украшали себя еще больше, потому что предстояло выйти в свет.

Будущий 2020-й год для Таллиннского марийского общества (поначалу это было марийское землячество) – юбилейный, ему исполнится 30 лет. У общества – две основные цели: первая – поддерживать представителей марийского народа, вторая – сохранять эстонско-марийские связи.

В Эстонию нередко приезжают делегации из Республики Марий Эл, эстонские делегации наносят ответный визит.

Также в течение года общество проводит в Таллинне два больших праздника. Осенью это концерт финно-угорских народов, когда все их представители 19 октября, в День родственных народов, собираются в эстонской столице. А весной члены общества отмечают День марийского героя и приглашают принять участие в празднике фольклорные коллективы из Марий Эл.

Три года при Таллиннском марийском обществе действовала детская воскресная школа, сегодня подобные мероприятия проводятся для родителей с детьми.

Вам будет также интересно прочитать это:

Тема:
Финно-угорские народы в Эстонии (13)

По теме

Блинцова: Эстонии надо взять пример с венгров в отношении к нацменьшинствам
Русаков рассказал о практике Европы по образованию для нацменьшинств
Яна Тоом подняла тему культурной автономии для нацменьшинств
Спасательный круг для нацменьшинств Minority SafePack представят в Еврокомиссию
Теги:
язычники, Людмила Ямурзина
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik