16:08 17 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1025
  • RUB70.8212
Кинорежиссеры и сценаристы Наташа Меркулова и Алексей Чупов

Меркулова и Чупов: эстонский оператор нашел тайгу под Тверью

© Sputnik / Вадим Анцупов
Культура
Получить короткую ссылку
Кинофестиваль "Тёмные ночи" (PÖFF) — 2018 (19)
245100

Как удалось запечатлеть сибирскую тайгу в лесах Тверской области, как эстонский оператор попал в российское кино и чем отличаются кинофестивали — в интервью Sputnik Эстония рассказали кинорежиссеры и сценаристы из России Наташа Меркулова и Алексей Чупов.

ТАЛЛИНН, 24 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. Российские кинодеятели Наташа Меркулова и Алексей Чупов прибыли в Эстонию на кинофестиваль PÖFF с показом своей кинокартины "Человек, который удивил всех" — о сибирском егере Егоре Коршунове (актер Евгений Цыганов), узнавшем о том, что неизлечимо болен и пытающемся обмануть смерть.

- Основана ли история Коршунова на реальных событиях?

Наташа: Подобную описанной в фильме историю, которая рассказывалась мне как реальная, я услышала лет двадцать назад, когда жила в Сибири. Эта история относилась еще ко временам СССР: человек, узнав о диагнозе онкологии, решил в визуальном смысле стать женщиной, надел платье, чтобы болезнь миновала его. Когда я спустя много лет поведала этот рассказ Лёше (Чупову — Ред.), то он сразу спросил — почему мы еще не написали сценарий.

Многие фильмы кинофестиваля PÖFF покажут в Эстонии лишь раз>>

Алексей: Мы решили перенести место действия в современную Россию и посмотреть, что из этого выйдет. Описывать сюжет не будем, но скажем, что финал фильма — не безвыходный, не тупиковый. Но для того, чтобы дойти до финала, зрителю предстоит пройти серию нелегких испытаний вместе с героем.

- Наташа, для вас тяжелые темы в фильме — не единичный случай. К примеру, вы сняли документальное кино о ВИЧ-инфицированных детях под названием "Клетка". Почему выбираете такие темы?

Наташа: Такие проблемы, как рак и ВИЧ, актуальны для современного мира и могут коснуться любого из нас. Что касается "Клетки", то этот фильм был снят достаточно давно, еще в Иркутске, где сложилась чудовищная ситуация.

Маленьких детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных родителей, в иркутских спецучреждениях просто засовывали в клетки, так как медработники тогда еще не понимали, что с ними делать. Относились к детям так, как будто у них инфекционное заболевание — чума или оспа. Это была дикость. Малыши к полутора годам становились в медицинском плане здоровыми, но с психологической точки зрения у них были сломанные судьбы, так как с ними не разговаривали, их не брали на руки. И эти дети жили обособленно, как Маугли, в своих железных кроватях.

- Впоследствии вы перешли с документального кино на художественное. Почему?

Наташа: Дело в том, что документальное кино — это вершина киноиндустрии, которую ты можешь позволить себе в региональном городе. Кино для регионов — слишком дорогое удовольствие, нет и должной инфраструктуры. Поэтому я переехала в Москву, окончила там высшие режиссерские курсы, познакомилась с Лёшей. Вместе мы сняли наш дебютный фильм "Интимные места", пять лет назад он был в программе PÖFF и завоевал один из призов.

"Интимные места" — это многолинейное кино, состоящее из нескольких новелл про семейные пары. Нас на тот момент интересовала тема людей, которые выполнили все необходимые, предписанные обществом вещи — получили образование, женились, родили детей — и оказались в растерянности, что делать дальше. А лет-то героям фильма, в общем, и немного — всего 35. Хотели об этом поговорить со зрителями, так как сами оказались в схожей ситуации.

Алексей: И так получилось, что и первый наш фильм, и второй тесно связаны с Эстонией. Оператор-постановщик в них — эстонец Март Таниэль, один из лучших в мире в своей области. Марта мы заприметили, когда увидели эстонский фильм "Осенний бал" — сразу поняли, что нам нужен этот оператор. Продюсер Юлия Мишкинене связалась с Мартом по соцсетям, так и началось наше с ним сотрудничество.

Кинорежиссер и сценарист Алексей Чупов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Кинорежиссер и сценарист Алексей Чупов

В этом году Март, к слову, получил почетный приз от Американской ассоциации кинооператоров за работу в эстонском фильме "Ноябрь" Райнера Сарнета. И если для работы в "Интимных местах" мы просто позвали Марта Таниэля работать в Россию, то "Человек, который удивил всех" — это российско-эстонская копродукция (совместное производство — Ред.), сопродюсер того фильма — Катрин Кисса из Эстонии, еще задействованы Франция и Румыния. В итоге в Румынии мы делали звук, в Эстонии — цвет, в России снимали.

- А где проходили съемки?

Наташа: Тайгу мы снимали в лесах в Тверской области, где Март провел с нами три месяца. В настоящую Сибирь мы поехать не могли — далеко от Москвы и дорого. И, благодаря Марту, нам удалось найти "сибирскую тайгу" поблизости от российской столицы. В этом помогли и его операторский талант и то, что Март уговорил меня, сибирского человека, отказаться от прекрасной таежной природы и убедил, что лес — всего лишь фон для отношений между людьми. Зрители, кстати, не особо понимают, что фильм снят не в Сибири, так как Март сумел "тверские кусты" превратить в настоящую мистическую и пугающую тайгу.

Кинорежиссеры и сценаристы Наташа Меркулова и Алексей Чупов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Кинорежиссеры и сценаристы Наташа Меркулова и Алексей Чупов

- Отличаются ли кинофестивали между собой и как часто вы их посещаете?

Наташа: Конечно, различаются. Хотя посещать много фестивалей мы не можем, постоянно работаем. На PÖFF решили  приехать, так как нас много связывает с Эстонией. Из фестивалей класса A мы побывали, к примеру, на Венецианском кинофестивале. Там огромный помпезный зал, а кинематографистов встречают, как голливудских звезд, ощущаешь себя какой-то кинематографической ценностью.

В Таллинне стартует элитный кинофестиваль PÖFF>>

А во французском Онфлёре, где тоже идет наш последний фильм, домашняя обстановка, и показы проходят в амбаре, где раньше хранилась соль. Публика там — абсолютно простые нормандцы, которые решили посмотреть российское кино, В отличие от Венеции к примеру, куда съезжаются в основном кинокритики и закупщики.

Алексей: Фестивали отличаются форматом — премьерные они или не премьерные (то есть показывают фильмы, которые уже прошли на экранах Каннов или Венеции). Но и последние бывают очень хорошие и несут важную просветительскую функцию в странах, где проходят. Для статусности фестивалей, где есть конкурс, большое значение имеет то, насколько представительно жюри. Не обязательно в нем должны быть Скорсезе, Коппола или Одияр, но обязательно — уважаемые в мире киноискусства, пусть и не слишком известные широким массам кинодеятели.

Кинорежиссеры и сценаристы Наташа Меркулова и Алексей Чупов
© Sputnik / Вадим Анцупов
Кинорежиссеры и сценаристы Наташа Меркулова и Алексей Чупов

- Вы не впервые в Таллинне. Нравится ли вам в этом городе?

Наташа: Таллинн — один из моих любимых городов. За последние пять лет город расстроили-перестроили, появились новые кварталы — например, поблизости отсюда (квартал Ротерманни — Ред.). Очень круто, какие новые здания появились в Таллинне, как будто проводили архитектурный конкурс — и все в нем победили. Плюс Старый город, который нам очень нравится, потому что в Москве таких мест нет. Есть, конечно, та же грандиозная Красная площадь — но это площадь, а в Таллинне — много узких улочек и малый бизнес на них, что тоже становится редкостью для России.

Режиссер фильма Интимные места Алексей Чупов делает предложение руки и сердца соавтору, режиссеру Наталье Меркуловой
© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Режиссер фильма "Интимные места" Алексей Чупов делает предложение "руки и сердца" соавтору, режиссеру Наталье Меркуловой

Алексей: Когда мы приезжаем в Таллинн, архитектурное развитие этого города не вызывает у меня внутреннего дискомфорта, мне не хочется с ним спорить. В Москве многие архитектурные решения вызывают у меня вопросы.

Критик Мария Безрук о PÖFF: унылая Европа и прекрасный Иран>>

Тема:
Кинофестиваль "Тёмные ночи" (PÖFF) — 2018 (19)

По теме

В Таллинне стартует элитный кинофестиваль PÖFF
Многие фильмы кинофестиваля PÖFF покажут в Эстонии лишь раз
Международный кинофестиваль в России откроется показом эстонского фильма
"Невиданное кино" для обычного зрителя
Режиссер из Уфы рассказал о развитии национального кино
Теги:
кинофестиваль, интервью, кинофестиваль, Алексей Чупов, Наташа Меркулова, Таллинн, Эстония
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik