06:11 17 Ноября 2018
Прямой эфир
  • USD1.1346
  • RUB74.9036
Режиссер и художник Дмитрий Крымов

Крымов: интересно там, где есть глубина

© Sputnik / Владимир Вяткин
Культура
Получить короткую ссылку
Крым: с Россией навсегда (97)
87240

Недавно на фестивале "Золотая Маска в Эстонии" вниманию эстонских театралов был представлен спектакль Дмитрия Крымова "Безприданница". Корреспондент Sputnik Эстония встретился с Дмитрием Анатольевичем и поговорил с ним об особенностях его творческого метода.

ТАЛЛИНН, 20 окт — Sputnik, Владимир Барсегян. Все творческие проявления сценографа, режиссера и педагога Дмитрия Крымова перечислять бессмысленно, необходимо упомянуть лишь то, что его постановки всегда вызывают мощный отклик у зрителей и театральной критики и заставляют говорить о нем, как о неком отдельном явлении в современном российском театре.

Режиссер Дмитрий Крымов
© Sputnik / Владимир Барсегян
Режиссер Дмитрий Крымов

Первая режиссерская работа Крымова — спектакль "Недосказки", который он поставил в 2004 году со студентами ГИТИСа — будущими театральными художниками, сразу стал событием в театральном мире. Особенность постановки заключалась в том, что в ней не участвовал ни один актер. Тем самым было положено начало уникальному творческому методу Дмитрия Крымова и его "Лаборатории".

- Для меня театр Дмитрия Крымова — это театр художника, который в определенной степени превалирует над режиссером.

— Я делаю то, что мне кажется правильным или хочется сделать. Прежде я занимался "театром художника" в чистом виде — без актеров, только с молчаливыми сценографами, и это было очень интересно, но ограниченно. Теперь же хочу соединить и молчащих и говорящих, а это очень трудно. Их нужно приучить друг к другу, и это весьма занятное и не простое дело, но когда все получается — там что-то третье появляется, и в этом сейчас мой интерес.

- Я помню ваш спектакль "Донкий Хот". Меня потрясло, как на моих глазах мгновенно изменялось сценическое пространство. Это удивительная находка, когда художник творит перед зрителем на сцене, создавая не просто картину, а сценическое действие. В результате возникают образы, которые просто не могут прийти в голову актеру. Наверное, это еще и потому, что художник — человек, который априори не готов подчиняться.

— Сделать спектакль с художниками — это все равно что сделать три спектакля с актерами. Но тогда, когда мы создавали наши первые спектакли, они были моими учениками и слушались мастера. При этом, и в этом вы безусловно правы, были абсолютно самостоятельными людьми.

Актеру положено подчиняться, а художнику совсем наоборот. И нужно, работая над материалом, его уговаривать, убеждать и постоянно уважительно спрашивать, что он думает по этому поводу, а затем выбрать лучшее. Это очень трудно, и ты потом как выжатая тряпка. Но все равно я моих учеников очень любил и люблю, как, впрочем, и всех, с кем работаю. А когда они еще и придумывают что-то, мне это доставляет искреннее удовольствие.

Сцена из спектакля Безприданница театра Школа драматического искусства в постановке Дмитрия Крымова
© Фото : из архива театрального фестиваля "Золотая Маска"
Сцена из спектакля "Безприданница" театра "Школа драматического искусства" в постановке Дмитрия Крымова

- Ваши ученики-сценографы — участники ваших первых спектаклей, добились ли они каких-либо успехов, став самостоятельными, кто-то уже стал известен?

— Недавно был напечатан список "Восемь женщин, определяющих облик современного театра в России". Трое из них — мои ученицы. Это Мария Трегубова, с которой мы буквально пару дней назад выпустили во МХТ им. Чехова премьеру (спектакль называется "Сережа" и является оригинальным прочтением романа "Анна Каренина", всё действие разворачивается вокруг сына Анны). Мария работает с самыми известными режиссерами, она замечательный художник и молодая прелестная женщина.

Спектакль Сережа в МХТ им. Чехова
© Sputnik / Владимир Вяткин
Спектакль "Сережа" в МХТ им. Чехова

Вера Мартынов — она была главным художником "Гоголь-центра", где отработала два сезона, была художником в моей лаборатории, затем стала куратором "Нового пространства" Театра наций.

Ольга Никитина была номинирована на "Золотую Маску 2017" за работу художника в спектакле "Пустота" Тверского ТЮЗа. Кроме этих трех хочется упомянуть Аню Кострикову, сделавшую декорации к спектаклю, который мы привезли в Таллинн, Валентину Останкович — с ней мы сделали в Театре наций спектакль "Му-Му". Они абсолютно профессиональные люди, с которыми у нас один язык, и это очень важно и ценно.

Представление начинается: "Золотая Маска" снова вернулась в Эстонию>>

- Вы сейчас ставите и на сценах других театров, в частности, в МХТ им. Чехова, в Театре наций. Эти театры позволяют вам быть самим собой, использовать свой язык, свои изобразительные средства без ограничений?

— Я не натыкался ни на какие условия и видел от них только помощь.

- Вы должны работать там только с актерами этих театров?

— В Театре наций вообще нет постоянной труппы, хотя они имеют некий костяк, который и советуют использовать. Но я привел в спектакль несколько своих актеров, еще несколько человек были приглашены со стороны. И во всем остальном мне была предоставлена полная свобода. В МХТ я пригласил на роль Анны свою актрису Машу Смольникову, а в остальных ролях были заняты актеры театра.

Сцена из спектакля Безприданница театра Школа драматического искусства в постановке Дмитрия Крымова
© Фото : из архива театрального фестиваля "Золотая Маска"
Сцена из спектакля "Безприданница" театра "Школа драматического искусства" в постановке Дмитрия Крымова

- Они легко приняли ваш язык?

— Я не могу сказать, что легко, но работа была очень интересной. Понимаете, если бы они легко меня приняли, то это было бы даже нехорошо по отношению к тому, что я предлагаю. Это все равно что сказать, что ты легко сел и полетел в космос, а ты на самом деле никуда не полетел, а просто на детской площадке залез в игрушечную ракету. Это были очень интересные поиски совместимости, которая может возникнуть лишь при условии, что все этого хотят.

- Вы говорили, что и сейчас пытаетесь совместить в своих спектаклях и художников, и актеров.

— Это я говорю о визуальных образах, которые я и художник придумываем, делая зримыми некоторые вещи. Это же очень интересно, это как у Михаила Чехова его "психологический жест", которым можно выразить роль или характер. Его можно визуализировать в психологический жест мизансцены, в психологический жест всего спектакля.

 Сцена из спектакля Безприданница театра Школа драматического искусства в постановке Дмитрия Крымова
© Фото : из архива театрального фестиваля "Золотая Маска"
Сцена из спектакля "Безприданница" театра "Школа драматического искусства" в постановке Дмитрия Крымова

- Этот "психологический жест" у Михаила Чехова весьма занятная вещь. Ведь это то, что происходит внутри человека еще до того, как мы видим движение на физическом уровне.

— Да, но это как бы для себя, а мы делаем и для вас, зрителей. И в этом жесте, в этом образе что-то происходит, он меняется. Спектакль — серия визуальных жестов, хитрость в том, что в первых моих спектаклях это были просто молчаливые жесты, своего рода бусы из жестов. А сейчас каждая бусина имеет большую зону актерского наполнения там, внутри. И для этого мне сейчас очень нужны хорошие актеры.

- Хорошо бы это когда-нибудь увидеть на сценах Таллинна. Я отчетливо помню образы из спектакля "Донкий Хот", которые были очень простыми и очень яркими. Например, люди, всегда стоящие на коленях. Я понял, что великана делает таковым не наличие высокого роста, а то, что он осмеливается просто подняться с колен.

— Вам это показалось однозначно хорошо, потому что мы не трогали актерское исполнение, по поводу которого у всех есть свое мнение. К нашей Анне Карениной, замечательно сыгранной Машей Смольниковой, есть претензии, потому что, по мнению некоторых зрителей, это вовсе не Анна Каренина, ведь она и ходит не так, и не так оборачивается. В этом случае все знают, как нужно играть, а как делать художественные образы в театре, никто не знает. Вы увидели "Донкий Хот", и вам все понравилось, а если бы там Дон Кихот что-то сыграл, то наверняка были бы проблемы. Объединяя эти две сферы, я вступаю в довольно рискованную зону сравнения с чем-то.

- Но вам это для чего-то нужно, вам интересен именно этот путь.

— Мне это интересно, потому что там глубина.

- Как обстоят дела с вашей "Лабораторией", какова ее дальнейшая судьба?

— Я ушел из "Школы драматического искусства", и ее оставил там. Остались там и наши спектакли: они будут играться и ребята будут получать от них какое-то удовольствие, но уже без меня. Но дальше все, что я делаю и буду делать, это будет тоже "Лаборатория". И "Лаборатория" — это не обязательно постоянный коллектив.

- Уже есть конкретные планы на новые постановки?

— Есть, но я пока не хочу о них говорить… Из суеверия.

Режиссер и художник Дмитрий Крымов
Режиссер и художник Дмитрий Крымов

Справка

Дмитрий Крымов — российский режиссер, сценограф, педагог. Сын известных родителей: его отец — советский театральный режиссер Анатолий Эфрос, мать — театральный критик и искусствовед Наталья Крымова.

Начинал свою творческую деятельность в Московском театре "На Малой Бронной", работал как художник с Театром на Таганке, сотрудничал с театрами Риги, Таллинна, Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода.

В послужном списке Крымова-сценографа около ста спектаклей.

С 2002 года преподает курс театральных художников в ГИТИСе.

С 2004 по сентябрь 2018 года был художественным руководителем "Лаборатории" в Театре "Школа драматического искусства" в Москве.

Легендарный питерский театр побывал на гастролях в Таллинне>>

Тема:
Крым: с Россией навсегда (97)

По теме

Театр Маяковского привез в Эстонию спектакль об особенных людях
Открытие сезона в Русском театре — театральное событие года
Театр "Королевский жираф": секрет необъяснимой силы воздействия
Легендарный питерский театр побывал на гастролях в Таллинне
Теги:
режиссер, театр, интервью, Дмитрий Крымов, Россия, Эстония, Театр
Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik

  • Места силы: где искать мистические точки Минской области

    Куда современные белорусы ходят с жертвоприношениями, где просят избавить от слепоты, подарить хорошего мужа и облегчить роды, разбирался Sputnik.

  • Диана Силагадзе

    Сразу четыре грузинки вошли в список 15-ти самых завидных невест России по версии светского издания.

  • Георгий Мурадов

    По каким вопросам Крым и Абхазия начнут сотрудничать уже в ближайшее время, рассказал зампредседателя Совета министров Республики Крым.

  • Здание Верховного суда Азербайджана, фото из архива

    Количество судей в Азербайджане в пересчете на численность населения ниже европейских стандартов, заявил председатель Верховного суда республики.

  • Армяне устроили гулянья в аэропорту «Симферополь»

    Крымские армяне поддержали идею присвоить имя художника Ивана Айвазовского аэропорту Симферополя, исполнив народный танец.

  • Драка

    Стали известны подробности конфликта, который перерос в рукопашную между двумя медиками в казахстанском Павлодаре.