Прямой эфир
  • USD1.1174
  • RUB76.8001
Культура
Получить короткую ссылку
Русский театр Эстонии (61)
57942

В начале февраля 2017 года был объявлен конкурс на замещение должности художественного руководителя Русского театра Эстонии. Итоги его были подведены в марте, тогда же стало известно имя победителя — Филипп Лось.

ТАЛЛИНН, 25 апр — Sputnik, Владимир Барсегян. С этого момента прошел год, поэтому Sputnik Эстония встретился с Филиппом Лосем, чтобы задать ему несколько вопросов.

Коллектив Русского театра Эстонии возглавит Филипп Лось >>

- Заканчивается ваш первый сезон в качестве художественного руководителя Русского театра Эстонии. Давайте поговорим об этом.

— Когда я шел сюда, то, конечно, понимал, что быть руководителем — это вовсе не подарок. Но, как было точно замечено одним из пользователей известной социальной сети: "Если хочешь, чтобы все тебя любили — будь продавцом мороженого". Руководитель — это совсем не продавец мороженого, и когда ты приходишь в театр, для того чтобы отстаивать прежде всего коллективные интересы театра, выстраивать перспективы, чтобы завтра этот театр не зашел в тупик, то поневоле входишь в сферу интересов многих людей.

Режиссер спектакля Русские сны Филипп Лось
© Sputnik / Владимир Барсегян
Режиссер спектакля "Русские сны" Филипп Лось

Я понимаю, что право руководить дано мне на время и к нему надо очень ответственно относиться. И это не пожизненное право делать что хочешь…

- Первые шаги обычно самые трудные, всё ли удалось сделать, что планировалось в этом сезоне?

— У меня была концепция, с которой я выходил на конкурс, и этой концепции я стараюсь придерживаться. Тот план новых постановок на 2018 год, который был частью моего конкурсного пакета, в значительной степени выполнен, потому что я привык не разбрасываться словами.

- Что вы можете сказать о коллективе театра?

— У нас замечательный коллектив актеров и сотрудников — людей, которые совершенно искренне дорожат театром, дорожат друг другом, готовы прийти друг другу на помощь, радуются успехам друг друга, что в нашем театральном деле немаловажно. И это настоящее товарищество.

- Лишен ли при этом этот коллектив недостатков?

— Нет, конечно не лишен. Есть определенная инерция существования, когда частые смены художественной программы и направления движения вызвали некоторый нигилизм по отношению к художественному руководству у части сотрудников и артистов. Люди привыкли существовать в мире собственных интересов, собственных наклонностей, своих устремлений. Единственным пожеланием к художественному руководству было, чтобы в этот мир никто не вторгался.

"Будущее Эстонии" будет создано в Русском театре >>

Но, как мне кажется, необходимо помнить, что мы все собрались здесь и получаем зарплату за то, что мы театр, а не некая "сумма" творческих сотрудников на государственном содержании. Есть, конечно, определенные сложности с преодолением этой инерции и нигилизма. Ведь любых режиссеров, любых авторов, любые спектакли можно, если задаться такой целью, подвергнуть жесточайшей критике.

- Лицо театра — это его спектакли, вспомним хотя бы некоторые из тех, что вышли в этом сезоне.

— Я ощущаю ответственность за все эти спектакли и должен сказать, что они отвечают моему стремлению к созданию многополярного театра. На одном полюсе находится "Джулия Форнезе", поставленная в абсолютно традиционных канонах психологического театра, с ее условным сюжетом из жизни, в которой никто из нас никогда не окажется.

Филипп Лось: в репертуаре Русского театра Эстонии появится Шекспир >>

На другом полюсе расположен спектакль "Русские сны", который полностью построен на документальных рассказах людей о себе и о своей жизни. Понятно, что они также интерпретируются каждым из рассказчиков, но тем не менее здесь люди говорят о себе то, что они знают. Я понимаю, что между этими двумя режиссерскими высказываниями, на первый взгляд, лежит пропасть, но это на самом деле не пропасть — между ними все остальные спектакли нашего репертуара.

- Далеко не все новые спектакли однозначно приняты публикой.

— Я сожалею, что спектакль "Горе от ума", который поставлен молодым петербургским режиссером Степаном Пектеевым в замечательной сценографии Александра Барменкова, пришелся по душе не всем. Это молодое, свежее, дерзкое высказывание, дерзкое по отношению к классику, но вполне уважительное тем не менее. Это попытка радикального переосмысления самой тематики пьесы, того, о чем написана, зачем написана, кому написана и как с этим жить дальше. Взгляд Степана Пектеева радикально отличен от устремлений Александра Сергеевича Грибоедова и его современников, но ведь он имеет право быть в репертуаре театра? Я в этом абсолютно уверен. Те зрители, которые принимают радикальный слом традиций, получают от этого спектакля удовольствие. С другой стороны, на днях в театре вышел спектакль "Утиная охота" по пьесе Александра Вампилова, поставленный Камраном Шахмарданом.

В этом случае режиссер сделал свою работу по достаточно классическим канонам. Он очень подробно разобрал пьесу, предоставив замечательному актерскому дуэту Александра Ивашкевича и Натальи Муриной возможность полнейшего самовыражения всех глубин своего сценического таланта в ролях Зилова и Галины. Режиссер создал прекрасные актерские работы и со всеми остальными участниками постановки. Этот спектакль весьма востребован публикой, и мы уже сейчас размышляем о том, а не перенести ли его на большую сцену. Кстати, на "Утиной охоте" значительная часть зала — молодежь, и меня это очень радует. Вообще, на молодого зрителя у меня большая надежда, ведь именно в юном возрасте разнообразие мира воспринимается как естественное и вызывает интерес. Эти зрители идут смотреть и авангардное "Горе от ума" и классическую "Утиную охоту".

Сцена из спектакля “Ричард III”
© Фото : из архива Русского театра Эстонии

Что касается старшего поколения зрителей, я понимаю, что к авангардному театру они не очень готовы, но и для них у нас всегда есть что предложить. Вслед за "Утиной охотой" выходит замечательная лирическая "Одна абсолютно счастливая деревня", которую ставит опытный режиссер Анатолий Ледуховский. Это трагическая, пронзительная, красивая, глубокая история о любви и о войне. Рассказ о военном поколении, о подвиге этих людей, о том разломе, который внесла в их жизнь война и как они этот разлом преодолевают. И, кстати, пользуясь случаем, напоминаю, что 9 мая на премьеру этого спектакля мы ждем зрителей старшего поколения, мы сделаем для них подарок в виде бесплатных билетов. Записаться для этого можно на сайте театра.

- Как мы уже с вами говорили, есть значительная группа людей, которые не хотят ходить в Русский театр.

— Мы с замечательным социологом, членом совета театра Евгением Голиковым начинаем масштабную научную работу по изучению людей, которые не ходят в Русский театр. Мы провели, благодаря помощи наших молодых сотрудников театральной студии, довольно широкое анкетирование. Сейчас мы анализируем эту аудиторию, составляем коллективный портрет и отбираем людей, которые нас не любят и не хотят к нам ходить, у которых к театру есть серьезные претензии. Хотим в дальнейшем собрать их в фокус-группу и будем с ними сотрудничать так же плотно, как с советом театра.

На здании Русского театра появились две мемориальные таблички>>

- То есть вы их таки приведете в театр?

— Да, мы их реально сюда приведем и вместе с ними будем искать ответы на вопросы о том, почему нас не любят, почему к нам не ходят, почему нас не хотят, почему к нам такие серьезные претензии.

- Еще два спектакля появятся в репертуаре театра до конца сезона.

— Появится спектакль, который я очень жду "Настя, Настя, Настя". Это уже вторая в этом сезоне работа нашей актрисы Татьяны Космыниной. Еще зимой, во время проведения актерской лаборатории, посвященной современной драматургии, Татьяна представила эскиз моноспектакля по тексту Аси Волошиной "Мама".

Это тонкий и очень важный разговор о том, как развиваются наши отношения с родителями, когда мы сами становимся взрослыми. Когда нашей задачей становится как можно дольше удержать родителей в этом мире, заботиться о них, стать их собеседниками, впитывать в себя все их печали, боль и радость, оставаясь им на всю жизнь друзьями. И вот эта не простая миссия полностью раскрывается в тексте Аси Волошиной. У драматурга история обострена еще и тем обстоятельством, что мама героини давно умерла. И это взаимоотношения дочери с ушедшей мамой. Мне это очень интересно, я жду этой премьеры.

Можно немного рассказать и о моем летнем проекте. Это Иван Сергеевич Тургенев, спектакль "Месяц в деревне". Сейчас, подойдя к определенному возрасту, я вновь открыл для себя это произведение и понимаю, что это одна из сильнейших пьес, когда-либо написанных на русском языке. Фантастический текст, такой умный, такой ироничный. Мы уже начали репетировать, читаем пьесу — и я давно не видел у артистов такого удовольствия просто от чтения, чтения этих диалогов. Они с ходу пускаются во взаимодействие, во взаимоотношения… Премьера состоится 30 мая, мы сыграем 16 спектаклей, последний спектакль состоится 22 июня.

Тема:
Русский театр Эстонии (61)

По теме

Барсегян: над Русским театром Эстонии продолжают ставить эксперименты
Директор Русского театра Эстонии от формуляров не откажется
Игорь Лысов: с Русским театром Эстонии я пойду до конца
Загрузка...

Главные темы