Долгое время пресыщенные забронзовелостью старых партий избиратели видели в выходившей за рамки привычного Эстонской национально-консервативной партии (EKRE) привлекательную альтернативу.
Однако за первые 200 дней работы правительства с участием EKRE реальных изменений в политике и экономике не произошло, а потому люди стали обращать внимание на последовательно-разоблачающую риторику, которой каждый день снабжают читателей настроенные дружественно к реформистам мейнстримовские СМИ.
В результате рейтинг EKRE начал снижаться. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса эстонской фирмы Norstat, проведенного в период с 29 октября по 25 ноября. За последние две недели национал-консерваторы потеряли почти 2%, и сейчас их готовы поддержать 14,5% жителей Эстонии, имеющих право голоса.
Пока EKRE сохраняет третий результат по стране, однако можно не сомневаться, что без выполнения хоть каких-то предвыборных обещаний, с которыми партия Марта Хельме шла на выборы, ее рейтинг продолжит падать. А мечтающие о реванше реформисты будут всячески этому способствовать, хоть в реальности и не предлагают государству чего-то нового и прорывного.
Выбор без выбора
Очевидно, что уже на следующих выборах эстонскому избирателю вновь придется делать выбор между плохим и не менее плохим.
Получавшие когда-то поддержку благодаря удачным экономическим проектам реформисты теперь предпочитают играть в чистую политику, выбрав своим главным козырем борьбу с образованием на русском языке.
В условиях грядущего экономического кризиса (по последним прогнозам Swedbank экономику Эстонии уже в 2020 году ждут падение объемов производства и сокращение рабочей силы) реальные запросы населения будут совершенно иными, но при отсутствии альтернативы люди продолжат вестись на популистские лозунги, которые на фоне разочарования бездействием "свежей" EKRE с легкостью перехватят старые партии.
Есть ли шанс появления на эстонском политическом ландшафте новых сил? К сожалению, при наличии запроса на изменения в обществе эстонский бизнес предпочитает ничего не менять, пытаясь воздействовать на уже имеющиеся партии. На это указывают и некоторые шаги, предпринимаемые деятелями правящей Центристской партии и президентом в отношении России.
Спонсорам партий как воздух нужны дополнительные ресурсы и возможности российского рынка, однако "старшие" товарищи с Запада активно мешают восстановлению естественных для страны экономических связей.
В результате новые партии не возникают (если не считать таковой очередной клон "Отечества" — партию "Эстония 200", предпочитающую "пастись" на знакомой ниве языковых реформ), а старые на нужные стране изменения не способны.
У русских — без вариантов
У составляющих треть населения русскоязычных также по-прежнему нет ни одной своей партии, ни даже малейшего шанса таковую создать. Считающаяся "русской" Объединенная левая партия Эстонии (ОЛПЭ) уже много лет бьется в предсмертной агонии, раздуванию которой помогают и предположительно связанные со спецслужбами деятели, и окончательно маргинализировавшиеся русские политики старшего поколения.
Политики с русскими фамилиями, которые представлены в составе крупных эстонских партий, послушно голосуют за любые инициативы национал-радикалов, довольствуясь теплыми государственными должностями. И, похоже, русский избиратель уже махнул на это рукой, отстранившись вообще от голосования либо голосуя без надежды на изменения за раскручиваемых эстонскими партиями в СМИ русскоязычных деятелей.
Некоторые аналитики называют создавшееся положение стабильностью — от смены партий в Эстонии ничего не меняется. Однако подобный застой с точки зрения развития страны и благополучия каждого из жителей вряд ли можно считать положительным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте также: