Прямой эфир
  • USD1.1116
  • RUB77.4378
Колумнисты
Получить короткую ссылку
124440

Закрытие эстонской национальной авиакомпанией Nordica последней самостоятельной линии ставит под сомнение общую компетентность руководства Эстонии в сфере организации пассажирских перевозок.

Что бы ни говорили руководители Nordica и Министерства экономики и коммуникаций о необходимости поддержания рентабельности национальной авиакомпании через обслуживание субподрядов, с закрытием собственных авиалиний, по сути, пропадает смысл существования авиапредприятия. Возможно, при новой коммерческой схеме фирма и будет получать какие-то доходы, однако это никак не повлияет на обеспечение жителей Эстонии прямыми авиалиниями по доступным ценам с важными для страны точками мира.

"Предприятие должно быть хозрасчетным. Государство не может вкладывать в него деньги. А если государство не может вкладывать деньги, то оно не может и говорить, куда авиафирма должна летать. Могут последовать только определенные действия. Например, если мы хотим, чтобы у нас был дневной рейс в Гатвик, то мы проводим для этого конкурс, в котором могут участвовать Air Baltic или Nordica", — сказал вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций Ахти Кунингас.

Государственные интересы

Если бы вопрос решался так просто, то, вероятно, в мире почти не осталось бы государственных авиакомпаний. Тем не менее, они существуют, выполняя не столько коммерческие, сколько общественно-стратегические задачи, которые в конечном итоге оборачиваются для стран и экономической выгодой.

К слову, это совершенно не означает, что все подобные авиакомпании должны приносить неконтролируемые убытки. Пример обанкротившейся четыре года назад эстонской национальной авиакомпании Estonian Air в этом смысле точно не является эталонным, ведь проблемы предприятия были вызваны скорее не бизнес-планом, а полукоррупционными играми, которые вели годами на базе данного предприятия эстонские политики.

Ожидать, что рынок все расставит по местам (даже при проведении дотационных конкурсов на некоторые авиалинии) в части Эстонии глупо, поскольку наш рынок из-за своего малого размера не сильно привлекателен для конкуренции. Те же авиакомпании, которые все-таки решаются на нем работать, в условиях отсутствия на тех же прямых линиях иных игроков, предлагают завышенный уровень цен.

И снизить его без вмешательства государства невозможно. Хорошим примером тут может служить российский "Аэрофлот", который полностью заместил долю обанкротившегося Estonian Air на линии Таллинн —Москва, и с тех пор регулярно повышающий цены на свои услуги. Если бы Nordica тоже вышла на данную линию, то уровень цен был бы явно ниже.

Пассажиры в Таллиннском аэропорту
Пассажиры в Таллиннском аэропорту

О грядущем после отказа от самостоятельных полетов Nordica повышении цен на авиабилеты заявил и председатель правления Nordic Aviation Эрки Урва, подчеркнувший, что виной всему отсутствие конкуренции.

Шанс упущен

Еще в пору существования Estonian Air эстонскому государству предлагали принять участие в создании единой балтийской авиакомпании на базе Air Baltic.

Очевидно, что решение в пользу этого варианта обеспечило бы и конкурентоспособность авиакомпании, и весьма разветвленную сеть прямых авиалиний из Таллинна. Однако тогда, как уже упоминалось выше, верх взяли интересы связанных с Estonian Air эстонских политиков.

В результате Estonian Air канул в Лету, а Air Baltic успешно работает самостоятельно, развивая сеть полетов из Риги и оставляя на долю прямых линий из Таллинна лишь те, что действительно приносят коммерческую прибыль.

Rail Baltica как зеркало Estonian Air

Глядя на происходящее в сфере авиаперевозок, аналитики все чаще начинают сомневаться в успешности и иных транспортных проектов, в которых участвует Эстония. Прежде всего, это касается железнодорожного проекта Rail Baltica, экономическая целесообразность которого изначально ставилась под вопрос.

Проект Rail Baltic
© Фото : Rail Baltica
Проект Rail Baltic

Необходимое финансирование от ЕС на данный проект так до сих пор и не получено, а частая смена руководителей совместного предприятия говорит о явных проблемах с реализацией проекта.

Если принять за чистую монету утверждение эстонских политиков и чиновников Министерства экономики и инфраструктуры о том, что у страны нет денег на убыточные проекты, а все предприятия с государственным участием должны приносить прибыль, то вместо Rail Baltica, вероятно, стоило бы направить деньги в развитие более экономически целесообразного проекта скоростной железной дороги в направлении Таллинн — Санкт-Петербург.

В отличие от Риги и Вильнюса, не являющихся значительными центрами экономического и туристического притяжения (время в пути до привлекательного Берлина не сделает составы Rail Baltica конкурентоспособными по сравнению с авиасообщением), северную столицу России таковым, несомненно, считать можно.

Быстрый рост туристического потока после введения Россией бесплатных электронных виз для посещения Ленинградской области лишний раз подтверждает это.

Сломить паромное лобби

Если уж не выходить за пределы ЕС, то гораздо более перспективным, чем Rail Baltica, мог бы оказаться даже тоннель Таллинн-Хельсинки, который хоть и обошелся бы в немалую сумму, позволил бы при параллельном развитии железнодорожной линии Таллинн — Санкт-Петербург хоть как-то загрузить Эстонию пассажирским и товарным транзитом. Кроме того, это помогло бы Финляндии и дальше успешно развивать авиасообщение из Хельсинки.

Возможность за полчаса добраться из Таллинна до аэропорта Вантаа, вероятно, большей частью решило бы и те проблемы, которые возникли после ухода с рынка Nordica. Правда, для реализации такого проекта, помимо политических вопросов, придется преодолеть и влиятельное паромное лобби.

Как бы то ни было, последние события выявили очевидные проблемы в умении руководства Эстонии решать насущные для страны инфраструктурные вопросы и предпосылок для изменений в данной сфере пока не видно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Вам также может быть интересно:

По теме

Страны Балтии подпишут соглашение по Rail Baltica 31 января
Стало известно, почему Таллиннский аэропорт назван лучшим в Европе
Бренд Nordica исчезает: лучшие авиалинии уходят к польской фирме
Теги:
пассажирские перевозки, Rail Baltica, Nordicа, Эстония
Загрузка...

Главные темы