15:26 19 Июля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1216
  • RUB70.6478
Политическая предвыборная реклама в Таллинне

Предвыборные игры: как создаются нужные рейтинги партий

© Sputnik / Вадим Анцупов
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Борис Григорьев
Выборы в парламент Эстонии-2019: новости, факты, комментарии (167)
14050

Чем ближе выборы, тем увлекательнее становится наблюдать за рейтингами партий, которые порой у разных исследователей расходятся на десятки процентов.

В советское время существовала шутка о том, что есть ложь, есть чудовищная ложь, а есть статистика. Пожалуй, то же самое можно с уверенностью сказать и о предвыборных рейтингах.

За несколько недель до выборов эти рейтинги публикуются постоянно, но результаты различных исследовательских фирм лишь дезориентируют избирателя. Например, кому верить — крупной исследовательской компании, объявляющей лидером рейтинга Партию реформ, от которой, по данным ее опроса, лишь на один процент отстает Центристская партия, или же не менее известной другой фирме, утверждающей, что лидерами являются центристы, притом реформисты отстают от них аж на 10%?

Кто заказывает музыку?

Социологи объясняют такие расхождения различием методик опросов, вероятно, играет роль и формулировка задаваемых вопросов, но главное – заказчик. Притом даже если какой-то конкретный опрос и не был заказан политически ангажированной организацией, то у социологической фирмы ведь есть и иные заказы, на которые она существует в период между выборами.

И тут уже никто не мешает той или иной структуре заказать больше или меньше дорогостоящих исследований. Или не заказывать вообще, если с конкретной фирмой по изучению общественного мнения не удастся договориться. Соответственно, кто мешает социологам быть в нужный момент благодарными?

Кто кого: разница в результатах предвыборных соцопросов потрясает>>

Я ничего не утверждаю, но появление в проправительственных СМИ "нужных" рейтингов в "нужное" время наводит на определенные размышления.

Быль и былины

Впрочем, всевозможные опросы теперь проводят не только известные фирмы, но и некоторые интернет-ресурсы, которые тоже выдают свои результаты с участием нескольких десятков человек чуть ли не за истину в последней инстанции.

В конце концов, разве будет рядовой избиратель разбираться в скучных методиках социологических исследований, если какой-то политик приятной наружности твердо с трибуны заявляет, что по результатам "абсолютно надежного" исследования именно его партия лучше всего выполняет предвыборные обещания?

Кто эти полубылинные обещания помнит, кроме некоторых вредных журналистов и политологов? Главное – заявление звучит громко!

Именно на это и делается расчет. Никто не хочет оказаться в стане проигравших, а потому, как ни странно, люди верят рейтингам и руководствуются ими, когда идут голосовать. Действуют на них и гигантские плакаты на улицах, и навязчивая политическая телереклама.

Проверенные технологии

Любые выборы уже давно у нас выигрываются не за счет идей, а в результате дорогостоящего пиара. Когда-то буквально за год при помощи крупных эстонских СМИ была практически с нуля раскручена партия Res Publica, выигравшая выборы, но, оказавшись пустышкой, быстро растерявшая популярность.

Левые обвинили "Эстонию 200" в предвыборной маниловщине>>

В ходе нынешней предвыборной кампании столь же грамотно (хоть и с несколько иными целями) раскручивается партия "Эстония 200", которая после выборов станет замечательной "гирькой" в политическом торге между центристами и реформистами, дополняя теряющую популярность, но традиционно занимающую ведущие в стране государственные посты партию "Отечество".

И опять тут помогают рейтинги. Несмотря на то что у "Эстонии 200" не так уж много известных широкой общественности фигур, рейтинги постоянно показывают, что партия с запасом преодолевает необходимый для попадания в Рийгикогу пятипроцентный барьер. Фантастика? Нет, снова статистика.

Если пойдёт дождь…

На одних из предыдущих эстонских парламентских выборах крупная социологическая фирма предсказала партии Народный союз Эстонии (ныне преобразовавшейся в EKRE) за несколько дней до голосования рейтинг всего в 3%. Но на выборах партия набрала целых 13 процентов!

У социологов тогда спросили, как такое возможно? Если не считать очередных малоубедительных ссылок на методики, внятного ответа на заданный вопрос не прозвучало до сих пор. А раз так, то напрашивается лишь два возможных объяснения: либо точность любого социологического исследования не превышает точности прогноза синоптиков (дождь может пойти, а может и нет), либо опросы проводятся в чьих-то интересах.

"Священным коровам" эстонской политики готовят новый трон>>

В любом случае доверять таким данным избирателям определенно не стоит, а на выборах имеет смысл руководствоваться исключительно здравым смыслом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Тема:
Выборы в парламент Эстонии-2019: новости, факты, комментарии (167)

По теме

Кто кого: разница в результатах предвыборных соцопросов потрясает
Право голоса на выборах парламента в Эстонии получат почти миллион граждан
Зеленые Эстонии огласили свои планы по выборам в парламент
Стал известен первый участник парламентских выборов в Эстонии
Теги:
статистика, рейтинги
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik