Прямой эфир
  • USD1.1136
  • RUB78.4416
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Нападки на свободу слова (205)
18070

Снижение зрительских рейтингов Первого балтийского канала (ПБК) в пользу другого ретранслирующего российские телепрограммы канала — "РТР-Планета" — заставило эстонских политиков вновь вспомнить о так называемой "российской пропаганде", которую якобы оплачивают эстонские потребители.

Если смотреть со стороны, то, казалось бы, какое дело эстонским политикам до того, какой из каналов "российской пропаганды" больше смотрят несознательные сограждане? Ну, сменили они программу "Время" на передачи Киселёва и Соловьёва, так в чём проблема? Невелика разница!

В Литве оштрафовали ретранслятора "РТР-Планета" >>

Однако, видимо, вопрос тут не в самих каналах, а в обманутых ожиданиях — ведь снова зрители не послушались эстонских политиков, и вместо того чтобы перестать смотреть ПБК и дружно переключиться на столь милый сердцу "интеграторов" эстонский общественно-правовой русскоязычный телеканал ETV+, люди почему-то еще сильнее "погрязли в пропагандистском пороке".

А раз так, то надо непременно запретить. Ну, или хотя бы сделать "неправильный выбор" максимально дорогим.

Именно это и предлагает бывший глава МИД Эстонии Урмас Паэт.

"Ряд российских телеканалов, таких как ПБК, "НТВ-Мир", "РТР-Планета" и "РЕН-ТВ", входят в основные пакеты эстонских операторов Telia, STV и Elisa, которые платят им за лицензию ежегодно около 2,7-3 миллионов евро, собранных с эстонских телезрителей. Ситуация шизофреническая, и операторам следует решить эту проблему и пересмотреть свои базовые пакеты. Сами зрители сейчас ничего сделать не могут, поскольку эти каналы являются частью пакета и отказаться от них нельзя", — пишет Паэт в газете Eesti Päevaleht.

Политик предлагает переместить российские каналы в более дорогие пакеты, заменив их идеологически "правильными" финскими, шведскими, французскими и немецкими каналами.

Цена "правильных" каналов

И все бы ничего, если бы эстонские кабельные операторы находились в государственной собственности. Там ведь действительно некоторые решения могут приниматься с точки зрения не экономической окупаемости, а политической целесообразности. Но операторы — это частные фирмы, которые не получают государственных дотаций и могут выживать, исключительно предлагая на рынке то, что востребовано потребителями, то есть за что клиенты готовы платить реальные деньги.

"Национальные" особенности работы российских СМИ в Балтии >>

И тут возникает проблема. Рейтинги ретранслируемых российских и использующих российский контент телеканалов настолько высоки, что, сузив доступ к ним либо вовсе прекратив их ретрансляцию, есть риск потерять очень большие деньги.

Ведь рынок не терпит пустоты, и если данные каналы будут слишком дорогими для просмотра через кабельные сети, то люди просто массово начнут использовать другие варианты получения любимых программ — через интернет или индивидуальные спутниковые приемники (вспомните, как быстро люди нашли замену в начале 1990-х годов, когда была отключена централизованная эфирная ретрансляция российских телеканалов).

Многие уже сейчас пользуются такими возможностями, так как они позволяют по вполне сравнимым с услугами кабельных операторов ценам смотреть не "суррогатные" ПБК и "РТР-Планета", обильно сдобренные местной "матрасной" рекламой, а оригинальные московские каналы со всеми их оригинальными кинопоказами, спортивными и концертными трансляциями, которые сейчас местным зрителям недоступны.

Премьер-министр Литвы: наша пропаганда ничем не лучше российской >>

Но, конечно, и столь страшной для эстонских политиков "пропаганды" на оригинальных российских каналах больше. Кстати, и телеканал ETV+ в российских интернет- и спутниковых пакетах не показывается. Так может Паэт и Со как раз и являются скрытыми "агентами влияния", раз заочно продвигают такой контент?

Перед выборами все средства хороши

Конечно, последнее — не более чем шутка, однако у дела есть и еще один важный аспект — предвыборный. Политики от правых партий неоднократно обвиняли ПБК в пропаганде Центристской партии.

Тема "российской пропаганды" вызвала жаркие дебаты в Европарламенте >>

Положа руку на сердце, следует признать, что в этих утверждениях доля истины, конечно, имеется. Это установила и спецкомиссия. В этом смысле снижение рейтингов ПБК должно было реформистов и прочих правых порадовать.

Но особой радости не видно, ведь и пользы от этого для них не очень много получилось: в лояльный телеканал ETV+, который должен был переманить зрителя ПБК, продолжают вкладываться миллионы, а его рейтинги все равно на уровне статистической погрешности. Судя по всему, затянувшийся конкурс на замещение поста главреда этого канала особых подвижек также не принесет — вне зависимости от персоналий. А значит, в отсутствии альтернатив и эффективного средства для "промывания мозгов" местные русские и ряд "несознательных" эстонцев снова проголосуют не так, как "требуется".

Понятно, что возмущение политиков и некоторых известных эстонских журналистов невозможностью просмотра в основных пакетах кабельных операторов финских или шведских каналов — не более чем игры. Через интернет каждый может найти все, что ему нравится, а остальное диктует свободный рынок.

Попытка включить тут систему государственного регулирования лишь приведет к противоположному результату.

Впрочем, перед выборами можно еще не то услышать. Главное, чтобы звучало громко, а потом хоть трава не расти!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Тема:
Нападки на свободу слова (205)

По теме

Литва стала показывать местным русским телеканал "Голоса Америки"
Мнение: запрет телеканалов — возвращение в каменный век
Эстония и Латвия изучают опыт Литвы по запрету телеканалов России
Телеканал ETV+ будет вещать теперь на всей территории Эстонии
В Латвии хотят ограничить доступ к российским телеканалам
Литовской компании грозит штраф за трансляцию телеканала "РТР-Планета"
Теги:
Урмас Паэт, Россия, Эстония
Загрузка...

Главные темы