03:21 24 Августа 2019
Прямой эфир
  • USD1.1065
  • RUB72.9469
Тойво Пальм

Пальм: светлому будущему Эстонии мешает современное образование

© Sputnik / Вадим Анцупов
Мнения
Получить короткую ссылку
54220

Вопреки словам эстонского президента Керсти Кальюлайд о целостной и единой Эстонии, национальные общины в стране все больше отдаляются друг от друга, что поддерживается весьма посредственной системой образования, считает доктор философии Тойво Пальм.

ТАЛЛИНН, 30 дек — Sputnik, Светлана Бурцева. Подводя итоги уходящего года, Тойво Пальм заявил в комментарии Sputnik Эстония, что за последнее время в Эстонии можно наблюдать все большее расслоение общества — "эстонцы и русские идут разными дорогами, люди все больше отдаляются друг от друга".

Школам Эстонии выделены миллионы евро на "ускорение инноваций в учебе"

Во многом причина, по мнению Пальма, кроется в несовершенной системе образования, которая строится по болонской системе. Политолог отметил основные ее недостатки, которые оказывают значительное влияние и на качество знаний, и на мировоззрение, и на ориентацию в обществе и жизни выпускников школ и вузов Эстонии.

Наше образование не вызывает оптимизма

В учебных программах отсутствуют системность и последовательность предметного содержания. В итоге полученные в школе и гимназии знания не полные — они фрагментарны, не согласованы между собой и не могут создавать основу для дальнейшего качественного профессионального образования.

По сути, считает Пальм, эстонское среднее образование не отвечает цели подготовки абитуриента для вузов, как и не дает четкого понимания, на что способен человек, получивший его.

"Чтобы быть хорошим специалистом по естественным наукам, инженером, надо сначала осваивать универсальный язык, который мы называем математикой. А у нас сейчас есть понятия "широкая математика" и "узкая математика", и преподают только "узкую математику". Ну что это такое? Людей недоучивают", — возмущается Пальм.

Такие же "кастрированные" программы наблюдаются и в естественных науках — географии, биологии, истории.

В Брюсселе похвалили Эстонию за отличную систему образования

"Мы очень много говорим об истории Эстонии. Но что такое Вторая мировая война? А Великая Отечественная? А Освободительная? Кто на самом деле с кем воевал? Я не получу ответы на такие вопросы у современных эстонских школьников. А историю России, нашего ближайшего соседа, представляют вообще в примитивном виде", — сказал Тойво Пальм и добавил, что возмущает, в частности, переписывание истории, когда, например, победу СССР над фашизмом отдают США, и этот факт у нынешней молодежи не вызывает вопросов.

Пальм привел еще один пример искажения истории. "Нам говорят о плохом Сталине. А я не понимаю, каким местом люди думают. Если бы эти историки хотя бы в армии послужили и побывали бы командиром отделения. Попробуй командовать отделением — это очень сложно. А если у тебя 30 человек в подчинении? А если целое государство? Я такую чушь читаю про историю СССР, что слов нет. И это очень большая проблема", — сказал он.

По его мнению, преподавание подобной примитивной истории иначе, как психологической обработкой людей, не назвать.

Беда кроется даже не в самом переписывании исторических событий, а в том, что у подрастающего поколения таким образом крадется их историческое прошлое, а значит, понимание многих процессов в этом прошлом, и, как следствие, искажается настоящее, а будущее, как минимум, вызывает тревогу.

"Сегодня — дети, а завтра — народ", — многозначительно заметил Пальм.

Вузы страны живут отдельной жизнью

Что же касается высшего образования, то три года обучения в так называемых университетах, по мнению политолога, нельзя назвать полноценным высшим образованием.

Какие цели оно преследует? Куда можно пойти работать после получения образования в вузах Эстонии? Какие рабочие места запланированы в государстве для выпускников вузов? Есть ли связь между экономикой в стране и списком профессий, который обеспечивают на выходе высшие учебные заведения Эстонии? Соответствует ли количество студентов в вузах Эстонии тому количеству рабочих мест в экономике страны, которыми она должна бы их обеспечить?

Ответы, по мнению Пальма, очевидны. Система образования никак не связана с экономическими потребностями страны. "В советское время у нас было все ясно. Ты закончил школу, выбрал специальность, пошел в университет — расходы на обучение были оплачены. Потом получил распределение на работу", — вспоминает Пальм.

По словам Тойво Пальма, "нынче вузы готовят огромное количество юристов, менеджеров, различных филологов, которые не владеют толком языками, недоученных историков — и все как-то половинчато".

Пальм добавил, что в период первой Эстонской республики, с 1920 года по 1940 год, Тартуский университет выдал всего 6000 дипломов, а сейчас такое количество студентов, если не больше, выпускается за один год. При этом специалистов для реальной экономики среди них практически нет.

Отсутствует определенность с языком обучения

Это еще один больной вопрос в системе образования Эстонии, который не получается решить на протяжении многих лет. В итоге в русских школах 12 лет занимаются эстонским языком — не учат, а именно занимаются им, подчеркнул Пальм.

"Ребенок, якобы, должен быть готов учиться в вузе на эстонском языке. Но этого же нет. Значит, надо как-то согласовать, чтобы был вариант получения высшего образования на русском языке. Но подобного согласования тоже нет", — сказал Пальм и добавил, что единственный колледж в Нарве готовит преподавателей для русских школ, но этого количества преподавателей явно недостаточно, чтобы обеспечить качественное образование на русском языке.

Университеты Эстонии не собираются за свой счет развивать филиалы в провинции

Для успешного результата необходим план

В эстонской системе образования вроде бы существуют даже два плана — один для образования эстонцев, другой для образования неэстонцев. Но это кажущееся явление, убежден Пальм. Есть хаотичное движение неопределенных решений, которые не устраивают общество.

"Если бы у нас был какой-нибудь корявый план, пусть с ошибками, но даже этого нет. Поэтому мой взгляд в будущее не оптимистичен", — признался Пальм.

По мнению политолога, для благополучного будущего страны необходимо воспитание цельных людей, получающих целостное, системное образование, чьи знания различных предметов последовательны, глубоки и взаимосвязаны.

Остается надеяться, что однажды случится чудо, и трезвомыслящие государственные мужи смогут выработать решения, которые приведут образовательную систему страны в нормальное состояние.

А пока в канун нового, 2019 года, Тойво Пальм пожелал всем жителям страны мира, спокойствия и взгляда на молодежь Эстонии как ее будущий народ, который, получив образование в своей стране, не станет ее покидать, чтобы устраивать свою жизнь где-то в чужом краю, потому что на родине нет возможности развиваться и жить достойно.

Борьба с языком и историей: что обсуждали российский посол со студентами в Таллинне

По теме

Блинцова: уничтожение русского образования в Эстонии станет катастрофой
Эстония подписала коммюнике о высшем образовании в Европе
В Таллинне обсудили, как спасти русское образование в Эстонии
Cистема образования в Эстонии
Русаков: русское образование в Эстонии можно спасти только через Евросоюз
В Брюсселе похвалили Эстонию за отличную систему образования
Теги:
мнение, образование
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik