05:17 24 Апреля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1245
  • RUB71.6763
Лидер группы Моральный кодекс Сергей Мазаев

Сергей Мазаев: мог стать экономистом и играть в "Бриллиантовой руке"

© Sputnik / Евгений Одиноков
Мнения
Получить короткую ссылку
27580

О том, кто скрывается под Дуремаром и Карабасом-Барабасом в песне "Первый снег", о любви к кларнету и о самом приятном занятии на Земле рассказал в интервью Sputnik Эстония солист российской рок-группы "Моральный кодекс" Сергей Мазаев.

ТАЛЛИНН, 19 окт — Sputnik, Денис Пастухов. Беседа с Сергеем Мазаевым, который вместе со своей группой "Моральный кодекс" в конце октября прибудет в Эстонию и выступит в ночном клубе Rock Cafe, началась с вопросов об эстонской столице и о предстоящем выступлении.

В залах люди слушают, а в клубах — угорают

- Вы не впервые даете концерт в Эстонии. Есть ли у вас любимые места в Таллинне?

— Наверное, определенных мест нет. Но когда мы приезжали в Таллинн и заселялись в гостиницу, то обязательно затем шли гулять в Старый город, в Девичью башню, где пили горячее вино. Старый город всегда нас привлекал. Я в первый раз побывал в Таллинне в начале 1980-х еще в составе ВИА "Здравствуй, песня".

Таллиннский горхолл.
Таллиннский горхолл.

Тогда мы выступали в Linnahall (Сергей Мазаев произнес не Горхолл, а именно Linnahall, по-эстонски. — Ред.). Это был замечательный концертный зал, один из лучших в Советском Союзе. Впрочем, и сейчас есть, этот зал скоро приведут в порядок — и всё будет круто.

- В этот раз будете выступать не в большом концертном зале, а в ночном клубе. Есть ли разница?

— Разумеется. Когда люди сидят в своих креслах, то они внимательно слушают то, что мы играем. Соответственно, восприятие музыки и впечатления от нее у посетителей концерта более яркие, чем в клубах. Там мы находимся с публикой в совместном "угаре", люди — не в сидячем, а в вертикальном положении, танцуют. Вследствие этого репертуар разнится: в сидячих залах мы исполняем больше развернутых произведений с длинными сольными кусками.

В клубах же стараемся играть побольше хитов, которые слушатели знают и могут подпевать, также делаем упор на танцевальную музыку. Одинаковых концертов у нас никогда не бывает, корректируем составленную заранее программу по мере того, как публика реагирует. То есть выбираем, например, песни пожестче или помягче.

Самые лучшие песни не "торкают" начальников радиостанций

- А эстонская публика от российской отличается?

— Если и отличается, то немногим. К нам и в России и в Эстонии приходят, считаю, люди с более или менее высоким IQ. Большинство наших песен ведь довольно смурные, а ставшие хитами "Первый снег", "Где ты?" мы сделали для того, чтобы хоть что-то крутили по радио. Большинству нравится именно такой формат, у людей часто "упрощёнка" в голове. Нельзя говорить, что эти песни плохие. Они просто самые лучшие у "Морального кодекса" с точки зрения популярного хита и народности.

Но в музыкальном плане есть композиции посильнее, есть много крутых и красивых песен, которые считаю большей удачей. Это и "Дети лета", и I'm Going, и "Шукаю тебе", и "Я знаю всё". И такие песни радиостанции обычно не доносят до слушателя. Ведь они не "торкают" и не "вставляют" начальников радиостанций, которые в большинстве своем не имеют никакой музыкальной подготовки, работают "на отвали" и без энтузиазма. Присваивают наши же деньги и смотрят сверху вниз, поэтому стараюсь с ними вообще не общаться.

- А "каверы" звучат на концертах "Морального кодекса"? Например, "Проститься" и "Я люблю тебя до слёз".

— Очень редко, только если кураж есть. Для чужих песен у меня есть свой эстрадный оркестр, где я играю музыку не "Морального кодекса", а всё остальное — и советскую эстраду, и иностранную, и много инструментальной музыки. Что касается кавер-версии "Проститься" Uma2rman, то ее я впервые исполнил на дне рождения этой группы в более джазовой и балладной, чем оригинал, интерпретации.

А "Я люблю тебя до слёз" была написана к фильму "Копейка" Ивана Дыховичного. Эта кинокартина — дружеский шарж на пошлятину, ведь и песня очень пошлая, с невероятно убогими стихами и позаимствованной мелодией.

- Кстати, об упомянутом хите "Первый снег". Объясните смысл этой песни?

— Карабас-Барабас — это Борис Ельцин. Дуремар, который убежал в кусты, — это Михаил Горбачёв. Песня иносказательная и посвящена большому политическому перелому в нашей стране. А любовь, говорит припев, остаётся всё равно, что бы ни происходило вокруг. Поэтому мы и идём по весеннему Арбату, так как любовь — самое важное в жизни.

Учиться и еще раз учиться

- А в вашей жизни главное — "Моральный кодекс"? Какова история названия группы?

— В плане деятельности — да. "Моральный кодекс" — главный мой коллектив, и так может сказать любой из его участников, в этом составе мы добились наибольшего успеха. Название получилось довольно спонтанно. Вначале группу хотели назвать "Бриллиантовая рука", но потом решили, что так будет слишком иронично и спекулятивно-популярно. В итоге название придумать помог известный всем в советское время Моральный кодекс строителя коммунизма.

- Вы обучались в музыкальном училище по классу кларнета. У музыканта должно быть соответствующее образование?

— Музыкальное образование музыканту иметь, полагаю, обязательно. Как, например, журналисту, помимо более сложных навыков, нужно уметь читать и писать.

Если говорить о рок-музыкантах, то рок-н-ролл — особое направление и даже образ жизни, с музыкой и не только, вырастающий из самодеятельности и народного творчества.

У "Морального кодекса" творчество тоже, собственно говоря, такое же, просто члены нашей группы — профессионально подготовленные музыканты. Можно пробиться на сцену самоучками, как тот же "Чайф", но все же считаю, что знать ноты, аккорды, сольфеджио — необходимость, естественная и нормальная способность. Музыкальная грамота — это не только азы профессии музыканта, это развивает человека, делает его мозг более гибким.

И рок-музыканту такие знания не помешают.

Могу привести в пример биографию одного из величайших гитаристов Джимми Пейджа. Начинал он, как и все, — играл на гитаре. Но когда один из группешников, где был в составе Джимми Пейдж, перестал существовать, а Пейдж потерял работу и ему было нечего есть, то ему пришлось выучить ноты и стать сессионным музыкантом. А когда тебя приглашают в оркестр, с тобой сто часов репетировать никто не будет. Тебе просто ставят ноты, и ты быстро должен влиться в общее звучание.

- А почему именно кларнет стал вашим музыкальным инструментом?

— Кларнет я выбрал еще в детстве. Руководитель детского духового оркестра в Доме пионеров предложил мне этот музыкальный инструмент, так как трубачей было десяток, а кларнетиста — ни одного. Практикую игру на кларнете до сих пор в коллективе "QUEENtet Сергея Мазаева", где есть пять струнных инструментов: две скрипки, альт, виолончель и контрабас.

Лидер группы Моральный кодекс Сергей Мазаев
© Sputnik / Григорий Сысоев
Лидер группы "Моральный кодекс" Сергей Мазаев

Делаем оригинальные аранжировки, перекладываем в основном фортепьянные пьесы русских композиторов. Также выступаю в дуэте с известным русским кларнетистом Игорем Фёдоровым. Играть на кларнете — потрясающее наслаждение.

Как стать доверенным лицом Путина

- А ваши вокальные данные — это божий дар или наработанный навык?

— Изначально вокалу я не учился, а начал заниматься намного позже, лет 10-15 назад. Затем бросил и лишь недавно возобновил уроки. Это как фитнес, как спорт, — учиться не поздно никогда. И результат от обучения вокалу налицо. Петь и легче, и приятней, есть некое ощущение открытия и победы от решенной задачи: вокал, как оказалось, самый сложный инструмент.

И когда эти навыки получается применить в работе, то есть на концертах, то чувствуешь себя профессионалом, коллегой великих вокалистов. Вообще учиться — самое приятное занятие на планете Земля для нормальных людей.

- Экономический факультет МГУ, где вы обучались, тоже был осознанным выбором?

— Да, после армии я подумывал сделать карьеру на научно-экономическом поприще, но Советский Союз мне перспектив не оставил. Я бросил учебу, вернулся в музыку, стал рок-музыкантом и сделал карьеру на этом поприще.

- А в политику не собираетесь? Ведь вы были доверенным лицом Владимира Путина на выборах президента России.

— У меня нет стремления к власти, и политиком становиться не хочу. Меня попросили стать доверенным лицом, и я согласился, так как попросили посодействовать. Случайностью это назвать, наверное, нельзя, я всё вижу и слышу, у меня в политике много друзей. Но если и участвую в политических мероприятиях, то больше из любопытства.

Сергей "Чиж" Чиграков: никакая я не "легенда" >>

По теме

Рок-н-ролл, пиво и веселье: "Ыллесуммера" больше не будет
Глава Таллиннского рок-клуба: рок-н-ролл в Эстонии жив
Эстонские музыканты сыграли озорной рок-н-ролл для Sputnik Эстония
Теги:
кларнет, Я люблю тебя до слёз, Проститься, Я знаю всё, Шукаю тебе, I'm Going, Дети лета, Где ты, первый снег, "Копейка", Cathouse, Таллиннский горхолл, интервью, "QUEENtet Сергея Мазаева, Uma2rman, Моральный кодекс, "Чайф", Игорь Фёдоров, Сергей Мазаев, Джимми Пейдж, Путин, РФ, Таллинн, Россия, Эстония, Популярная музыка
Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik