21:34 09 Декабря 2018
Прямой эфир
  • USD1.1371
  • RUB75.8850
Экономический форум в Польше

Новому шелковому пути не интересны страны Балтии и Rail Baltic

© Фото : из личного архива Александра Носовича
Мнения
Получить короткую ссылку
Транзит нам нужен (82)
89351

На Экономическом форуме в Польше развитие Нового шелкового пути в Европе обсуждали без стран Балтии и вне проекта Rail Baltic, рассказал Sputnik Эстония российский политолог Александр Носович.

ТАЛЛИНН, 5 сен — Sputnik, Светлана Бурцева. На прошедшем недавно в польском городе Крыница-здруй ежегодном Экономическом форуме большое внимание было уделено проекту "Новый шелковый путь". Российский политолог Александр Носович назвал одноименную секцию форума "очень толковой" и отметил также, что среди участников крупнейшего события в экспертной и деловой жизни Центрально-Восточной Европы не оказалось представителей Эстонии и Латвии, а о Rail Baltic никто не вспомнил.

Судя по всему, это оправдано. По словам Носовича, польских специалистов, как и их партнеров из других стран, при обсуждении тех или иных стратегических проектов в рамках "Нового шелкового пути" никак не интересовали страны Балтии. Например, польские специалисты изучали перспективы и возможности морской экономики в рамках портов Балтийского моря объективно с связи с польскими портами Гдыни, Гданьска. В сотрудничестве с остальными участниками форума поляки уделили внимание, уже в меньшей степени, портам Германии, Калининградскому морскому порту и порту Клайпеды.

"Все, что расположено севернее — Эстония, Латвия, Финляндия — уже не приоритетное для них направление. Они понимают, что это другой для них регион", — пояснил Александр Носович.

Политолог признался, что расчет прибалтийских коллег на участие в проекте "Нового шелкового пути" создает у стороннего наблюдателя ощущение, что "географию в школе прибалты не учили". Между Китаем и странами Балтии пролегает территория России.

В сотрудничестве с Китаем невозможно обойти Россию

"Как эстонские чиновники договариваются о китайском транзите, минуя Москву и российские правительственные структуры, для меня остается загадкой", — сказал политолог. Единственное возможное объяснению подобной политики видится Носовичу в том, что Новый шелковый путь для эстонских политиков и чиновников — это "очередной фантом, мираж моментального достижения успеха и подъема экономики, который не обязательно воплощать в реальность и который поддерживает их в нелегком существовании".

Александр Носович
© Фото : из личного архива Александра Носовича
Александр Носович

По мнению российского политолога, отличие чиновников и политиков стран Балтии, в частности Эстонии, от коллег в Польше заключается именно в том, что "поляки в их сотрудничестве с Китаем и, в перспективе, с Востоком не закрывают глаза на географию". В Польше понимают, что в вопросах инфраструктуры, инвестиций в реальный сектор, транспорта и связанных областей сотрудничать с Китаем и Юго-Восточной Азией без России, без Казахстана, без других стран ЕАЭС невозможно.

Даже если говорить о том, что китайский транзит на территорию Литвы и Латвии попадает не из России, а из Беларуси, необходимо понимать, что в Беларусь он, в любом случае, приходит из России — по-другому никак.

В Польше не вспоминают про Rail Baltic

Александр Носович предположил, что польские специалисты могут обсуждать проект Rail Baltic лишь когда проводят какие-либо мероприятия с эстонцами, латышами и литовцами.

"Когда речь идет о польско-российских отношениях, о ситуации в Европе, о транзите, то Rail Baltic — это настолько несущественный момент, что им можно пренебречь. Тем более, если мы говорим о Новом шелковом пути, — отметил политолог и пояснил, что вертикально ориентированный проект Rail Baltic (направление Север-Юг) не интересен грузопотокам направления Восток-Запад.

Носович подчеркнул, что за долгие годы разговоров об этом проекте уже многократно было признано, что Rail Baltic — проект политический, и смысл его в том, чтобы заменить российскую железнодорожную сеть европейской узкоколейкой и соединить железнодорожную сеть стран Балтии с сетями ЕС.

Оленченко о Rail Baltic: бессмысленный и дорогой проект>>

"К этим официальным объяснениям я бы добавил еще и коррупцию. Rail Baltic на 80% реализуется за счет структурных фондов ЕС. Страны Балтии, получая эти деньги на закапывание их в землю в совершенно нерентабельном проекте, очень хорошо на этом зарабатывают", — подытожил политолог и уверенно заявил, что на направлении Север-Юг нет грузов, нет людей, которым будет выгодно ездить по этой дороге. Следовательно, Rail Baltic в последствии не окупится.

Новый шелковый путь заставляет Европу шевелиться

Соорганизатором секции "Новый шелковый путь" на Экономическом форуме в Польше выступил Институт мировой экономики и международных отношений РАН имени Примакова.

Помимо Польши и России в работе секции принимали участие представители Китая, Казахстана, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов и Армении. Носович отметил, что об интересе к проекту со стороны европейцев говорило уже то, что от Польши выступал глава национальной налоговой службы Минфина, а от Италии президент порта Венеции и ряда других портов региона Венето.

Александр Носович обратил внимание на особо яркие темы, которые обсуждались на секции форума "Новый шелковый путь".

Представители Италии отметили, что Китай выстраивает отношения с европейскими странами на двусторонней основе, игнорируя Европейский Союз. В перспективе такое положение может породить конфликт, поэтому необходимо вырабатывать стратегию сотрудничества ЕС и Китая.

Экономический форум в Польше
Экономический форум в Польше

Армянские участники форума обратили внимание на то, что "ни евразийская интеграция с одной стороны, ни ассоциация с ЕС стран "Восточного партнерства" с другой не привели к ожидаемому экономическому росту в постсоветских республиках, поэтому им тоже нужен Новый шелковый путь. В то же время, проекты сотрудничества с Китаем противоречат нынешнему курсу США, нацеленному на протекционизм. Из геополитических соображений сдерживания Китая США могут вмешаться в реализацию европейской части проекта "Нового шелкового пути".

Носович отметил тезис о том, "логистические проекты КНР в Северной Африке уже сейчас воспринимаются в Западной Европе и Америке преимущественно геополитически — в них видят проявление китайской экспансии в приграничье ЕС и НАТО". При этом "ЕАЭС представляет собой структуру, мало понятную в Европе. Но уже бесспорно, что на северном треке Новый шелковый путь завязан именно на евразийские интеграционные структуры".

Представители же ОАЭ говорили о том, что "в Азии китайские инициативы воспринимаются в основном позитивно, потому что у Китая нет традиции колониальной экспансии в арабский мир".

Со стороны Казахстана поступил негативный прогноз для Западной Европы и Северной Америки. Именно в этих странах "в ближайшие десятилетия буду самые низкие темпы экономического роста в мире". В то же время, самые высокие темпы экономического роста в мире казахские специалисты ожидают в Юго-Восточной Азии. Представители Кахастана выразили уверенность, что европейцы объективно заинтересованы в Новом шелковом пути для ускорения своего роста.

Польские организаторы форума заверили своих коллег, что в Варшаве поддерживают все китайские инициативы в рамках Нового шелкового пути и польская сторона рассчитывает, что этот проект будет экономически выгоден и Европейскому союзу, и России.

Бизнес в недоумении — на форуме в Петербурге эстонцев нет>>

Экономический форум в Польше проходит ежегодно и представляет собой наибольшую международную встречу в Центрально-Восточной Европе. В рамках XXVIII Экономического форума прошло более 300 рабочих мероприятий, в которых приняли участие несколько тысяч предпринимателей, политиков, чиновников и экспертов со всего мира.

Тема:
Транзит нам нужен (82)

По теме

Вместо транзита производство: Ида-Вирумаа готов к борьбе за грузопотоки Шелкового пути
Эстония налаживает сотрудничество со странами Шелкового пути
Форум в Давосе: грядет новый глобальный экономический кризис
Теги:
развитие экономики, мнение специалиста, экономический форум, Новый шелковый путь, Rail Baltic, Александр Носович, мир, Польша, страны Балтии, Китай, Европа, Россия, Эстония, Экономика, бизнес и финансы
Правила пользованияКомментарии
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik